Принцип инстинктивного смещения при дрессировке по Келлеру и Мариан Брэлендам

«Среди целого ряда команд, которым можно обучить собаку, приказ «дай лапу!» выполняется легче всего. Собака охотно вложит свою переднюю конечность в вашу, даже не дожидаясь вознаграждения, а просто в ответ на требовательный окрик. Однако попробуйте научить её подавать по команде не переднюю, а заднюю лапу, и увидите, что на это уйдет немало времени.

Этот пример относится к использованию в обучении врождённого стереотипа поведения животного. В данном случае речь идёт о наследственно обусловленном поведении, характерном для многих млекопитающих.

Говоря о собаках, используют немецкое слово «милхтритт»: сосущие щенки массируют лапками молочную железу матери, а когда они подрастают, мать нередко кормит их стоя, наподобие легендарной капитолийской волчицы. Сосущим щенкам приходится задирать голову, а поскольку в такой позиции выполнять «милхтритт» обеими передними лапами трудно, то они опираются одной лапой о землю, а другой производят это движение. Такой стереотип сохраняется и у взрослых, но его значение меняется в контексте поведения. Собака «даёт лапу», выражая подчинённость и дружескую расположенность. Если вы станете сердито корить знакомую собаку, сидящую перед вами, она с большой вероятностью «даст вам лапу», так как это движение делается ею как инстинктивный примирительный жест.

Дрессировщики столетиями используют врождённые стереотипы поведения животных, облегчающие им усвоение некоторых задач. Свинья, раскатывающая пятачком ковёр, морские львы, выполняющие балансировку и жонглирование мячиком, кошки (от домашних до львов и тигров), совершающие искусные и точные прыжки, являются примерами использования врожденных стереотипов животных для их успешного обучения».

Резникова Ж.И., Истоки когнитивного поведения животных, в Сб.: Когнитивные исследования: Проблема развития, Выпуск 3, М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2009 г., с.116-117.

 

В 1961 году вышла статья супругов Келлера и Мариан Брэлендов: Breland K., Breland M., The misbehavior of organisms / American Psychologist. 1961, Vol. 16, р. 681-684.

Всё началось с попытки Брэлендов разучить со свиньей забавный цирковой номер «живая копилка»: научить её опускать «монету» в «копилку», изображающую свинку.

«Вместо того чтобы опустить большую деревянную «монету» в «копилку», «актриса» многократно роняла её на пол, толкала пятачком, поднимала, снова роняла, подталкивала пятачком, подбирала, подкидывала в воздух, роняла, снова толкала пятачком и т.д. Брэленды собрали множество подобных свидетельств, когда определенные действия у животных было трудно или невозможно сформировать. Так, цыплята настойчиво скребли землю, когда от них требовалось всего лишь постоять спокойно 10 секунд на платформе (не двигая ногами), чтобы получить вознаграждение. Но стоять и не скрести пол ногами оказалось выше их сил. Енот-полоскун, обученный разным трюкам, скоро прекращал их демонстрировать и предавался «потиранию» передними лапами невидимых предметов в несуществующей воде.

На основании подобных данных Брэленды выдвинули принцип инстинктивного смещения, согласно которому выученное поведение животного смещается в сторону инстинктивного всегда, когда врождённые стереотипы животного сходны с обусловливаемой реакцией. Проще говоря, инстинкты побеждают.

Разрывание почвы лапами у кур, рытьё земли пятачком у свиньи относятся именно к таким врожденным реакциям. Вместо того чтобы сформироваться в направлении, нужном дрессировщику, активность животного устремляется по привычному руслу».

Резникова Ж.И., Истоки когнитивного поведения животных, в Сб.: Когнитивные исследования: Проблема развития, Выпуск 3, М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2009 г., с.117-118.