Причины и проблема хамства по оценке Л.Е. Пинского

Это произведение -  в ряду аналогичных - первоначально было опубликовано Л.Е. Пинским в парижском журнале «Синтаксис» под псевдонимом Н. Лепин:

«Памяти Хама, сына Ноева, или парафраз на тему Ветхого Завета. Библейский рассказ о Хаме, втором сыне патриарха Ноя, - это подлинная парадигма всякого хамства как явления антикультуры. Своего рода «пролегомены к возможной в будущем науке хамоведения».

Основные моменты:

1. Эпизод с Хамом завершает рассказ о всемирном Потопе. Хамство выступает на арену истории после некоего великого кризиса, после выхода жизни из традиционной колеи - при закате старой эры и переходе к новой.

2. Житейски это выражается в ослаблении культурных перегородок в более близком сопрокосновении - в быту - скотов с людьми, «чистых» с «нечистыми», в некоем уравнении  жизненных условий. Сто пятьдесят дней совместной жизни семьи Ноя со всеми животными в одном ковчеге подготовили выступление Хама.

3. Социальная почва хамства, однако, не только в материально трудных условиях кризисного перелома, но и в наступающих затем (или одновременно) материально благоприятных показателях начинающегося «прогрессивного подъёма». Земля была утучнена длительным потопом, «Ной начал возделывать землю и посадил виноградник» (ст. 20), который обильно плодоносил. Ной попробовал - по-видимому, впервые в истории гастрономии - вина и «выпил он и опьянел» (ст. 21). Рост «потребления», расцвет «потребительского» общества, вызванный «материальным подъёмом», - важная социальная предпосылка хамства.

4. Но дело не только в социально-материальном. Социальный кризис снизу сопровождается - и это не менее важно - моральным упадком сверху. Расцвет «потребления», «реабилитация плоти» порождают некоторую «духовную беспечность» - и распущенность. Ной «лежал обнаженный в шатре своём» (ст. 21) - в самом неприглядном виде. В культуре все начинается сверху, с культурных верхов. Рыба тухнет с головы.

5. И тут на сцену выходит Хам. «И увидел Хам наготу отца своего» (ст. 22). Хам приходит к потрясающему открытию: у папы патриарха между ногами те же штучки, что и у нас с братьями, те же, что я, Хам, не раз видел в ковчеге у всех скотов. Между нами, между людьми и скотами - право, никакой существенной разницы. Ведь в этих штучках - начале всех начал - всё. Остальное только «надстройки» на биологическом базисе. Все равны - и должны быть во всём уравнены! В абсолютном эгалитаризме - вся культурология хамства, прежде всего - политика и этика хамства.

6. И его эстетика. «И вышедши рассказал двум братьям своим» - побежал первым делом поделиться замечательным своим открытием. И впрямь, что может быть интереснее?! Эротический рассказ, неприличный анекдот, матерное ругательство - есть ли на свете что-нибудь занимательнее, увлекательнее? Поистине до наших дней неисчерпаемая тема общения (особенно устного, живого) для потомков Хама - во всех кругах общества.

7. Но братья не оценили открытия Хама. «Сим же и Иафет взяли одежду, и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад и они не видели наготы отца своего» (ст. 22). Начало культуры - стыд. Об этом сказано ещё в третьей главе Книги Бытия: лично «Господь Бог сделал Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (ст. 21). Противоположность (стыдящийся человек) - это Хам, человек Бесстыдный. Суть культуры - культ, уважение, благоговение. Для патриархального общества - прежде всего перед патриархом, перед родителями.

8. В этом мифе о сыновьях Ноя всё полно парадигматического значения - вплоть до возрастно-переходного места Хама между его братьями старшим Симом и младшим Иафетом. Ибо Хам - существо межеумочное, в культурном обществе - деклассированные. Как правило, социальная база Хама (о чём знали ещё древние римляне) - это «деревня в городе». Район Хама, его местожительство - пригород, Хам - человек пригородный: мораль патриархальная (деревенская) утрачена, а культурная («городская») ещё не усвоена. Хам - опасный полузнайка, Хам - вечный профан ( - «предхрамный»), вечно «непосвящённый», непричащённый, «беспричастный», духовный недоносок, недоучка. Но самоуверенности и готовности других поучать - хоть отбавляй.

9. И пусть сам Хам фанатически настаивает на своей универсальности («все равны»), в иерархии культурной жизни - а культура по природе иерархична, раз личность - это степень культуры, - место Хама, пока он Хам - всегда внизу: «раб рабов братьев своих», как предсказал и заповедал, проснувшись, патриарх-отец. На самой низшей ступени. Жесткие регламенты для Хама - прежде всего необходимы самому Хаму, вечному недоумку, недорослю культуры. И, разумеется, жизненно необходимы также обществу, породившему Хама».

Н. Лепин, Парафразы и памятования, в Сб.: «Сумма» - за свободную мысль, СПб, Изд-во журнала «Звезда», 2002 г., с. 614-616.