Национальный характер / менталитет и успехи страны по М.И. Веллеру

«Интеллектуальная и трудовая энергичность отдельных людей ещё не гарантирует им создание прочного и процветающего государства. Вот к чему мы ведём. Этих качеств недостаточно.

Римляне не были гениями мысли и труда. Но создать условия мыслить и заставить трудиться они смогли. Весь досягаемый мир организовали в своё государство. Суперсистема. Греки создали культуру и цивилизацию Средиземноморья на небывалом, эталонном уровне. А их полисы вечно ругались и воевали между собой - цивилизация самоистощилась и легла под порождённый ею же Рим.

Люди многих провинциальных народов, попадая в Рим начала эры, возвышались и преуспевали очень часто. Но - в Римском государстве, влившись. Их народы создать свои подобные государства не сумели. О да, по разным причинам. Но факт.

Мы часто говорим о национальных характерах. Отмечаем экспансивность, порывистость, темперамент и некий анархизм латиноамериканских народов. Трудно представить латиноамериканца нешумным, терпеливым, законопослушным, трудолюбиво-бережливым и дисциплинированно-скромным.

А теперь полюбуйтесь на латиноамериканские государства. Все они когда-то списали свои конституции с американской. А результат? Диктатуры, коррупции, бунты, долги, перевороты, банановые республики.

Они глупее других? Да с чего бы. У них нет возможностей для просвещения? Сколько влезет. Суровая природа? Нам бы такую. Войны? Ну, порезать друг друга они любили, крови там были пролиты моря. За что? Нам с другого материка сразу и не разобраться. Люди всегда найдут повод для резни.

Эти потомки испанцев, индейцев и африканцев дали смесь, где очень легко с коррупцией, но очень плохо с приличным государством. Как они танцуют! Как они играют на гитарах! Как они эротичны и жизнерадостны!

А для создания мощной государственной системы требуется известная сдержанность, самоограничение, умение ценить общее выше личного, способность суммировать усилия свои и массы других людей и вверять управление лидерам.

Требуется комплекс не отчаянного единоборца, но воина фаланговой шеренги, удовлетворённого непобедимостью своего строя.

То есть - нужно умение играть в команде? Жить общиной? О, нет. Больше. Гораздо больше. Нужна высокая энергетика. И отвечающий за себя индивидуализм. И самоутверждение через подчинение старшему над собой. И осознание и убеждённость в справедливости устройства твоего государства и его действий. И жажда коллективного лидерства - и уверенность в его возможности. И патриотизм. И многое ещё. И в известных (а на самом деле неизвестных, в меняющихся применительно к конкретным историческим ситуациям) пропорциях.

Мировоззрение командного лидерства, где один за всех и все за одного.

Жить вообще, жить государством, жить справедливо, жить полно и счастливо, быть первым среди равных и равным среди первых, поступать во благо себе и во благо всему сообществу, отвечать за всё и защищать всех и быть защищаемым всеми - и всё это одно, это воедино. Вот что я называю системообразующим инстинктом. Следовать ему должно быть для «человека государственного» так же естественно, как стайной рыбе держаться своего роя, уплотняя его при опасности.

Все перечисленные - аспекты одного и того же подсознательного, инстинктивного стремления выжить группой. […]

Либерия создана в середине XIX века «…репатриантами» из США - цивилизованными афроамериканцами, христианами и демократами. Флаг, конституция, государственные институты - всё скопировано с американских. Намерения - благороднейшие: создать современное цивилизованное государство в Африке, а там авось и следующие пойдут. Была материальная и культурная помощь из США на первых этапах. Итог сегодня: нищета, безделье, коррупция, преступность, очередной президент недавно оказался вообще людоедом (!), государственный бизнес - торговля дешёвым флагом.)  […] 

А вот Гаити - первое, опять же, на американском континенте независимое государство чёрных: да по сравнению с гаитянами дядя Том был плэйбой и сын миллионера. Диктатура тупых и кровожадных головорезов. И вот вам вообще вся независимая чёрная Африка с её бесконечной резней и голодом. И на деньги белых налогоплательщикков туда подбрасывают хлеба и пенициллина».

Веллер М.И., Социология энергоэволюционизма, М., «Аст», 2011 г.,  с. 65-66, 69 и 188.