Разложение коллектива театра – случай при режиссёре А.В. Эфросе

Театр на Малой Бронной в Москве…

Главный режиссёр – интеллигентный А.В. Эфрос.

«Одна часть труппы - те, что уже сделались «звёздами», - не очень хотела работать с Анатолием Васильевичем - то ли из-за обид, то ли из-за того, что «заняты» своими делами, съёмками и т.д. Даже от ролей отказывались. Уже преуспевшие - можно сказать, преуспевшие в успехе, - они уже начали уравнивать себя с режиссёром, не отдавая себе отчёта в том, что это, собственно, благодаря ему, благодаря его многолетней кропотливой вдумчивой сосредоточенной работе купались они в успехе и не знали провалов.

Другие, напротив, требовали к себе внимания - те, кто не мог играть центральные роли. И «Наполеон» - это уже был разгул, когда даже средние актёры, которые никогда не позволяли себе своеволия, отказываются играть: «Нам там делать нечего».

Анатолий Васильевич как-то грустнеет. «Дети» выросли - и с детьми не находишь общего языка. Дальше - больше: «дети» становятся жестокими и начинают мстить своему учителю за то, что тот не обеспечивает их теми ролями и успехами, к которым они привыкли.

Для того чтобы нормально работать, необходима художественная атмосфера. В театре такая  атмосфера - редкость. И тем более её следовало ценить и беречь - такую, какой она была одно время на Малой Бронной. Я раньше очень любила театр как место работы. Потом разлюбила. Там очень сложная, нервная, порой суетная жизнь. Может быть, поэтому я давно уже вне репетиций, работаю дома. Дома спокойнее думать.

В современном театре надо бы начать всё сначала. С «Этики» Станиславского. Как ходить по театру? Можно ли смотреть в театре телевизор, и нужен ли он там вообще? Можно ли сплетничать, вязать, разгадывать кроссворды? Почему во время спектакля звонит телефон, кто-то за кулисами громко разговаривает, топает, - весь этот наш повседневный бред? Актёр, который только что смотрел телевизор, выходит на сцену, делая вид, что всё в полном порядке.

Как-то на худсовете в Театре на Малой Бронной я спросила: «Почему на сцене половик разодран, того нет, этого нет?» Мне говорят: «В стране плохо - и в театре плохо». А я своё: «В стране всегда плохо, а в нашем театре иногда бывало хорошо. Здесь мы вместе проводим большую часть жизни». А мне отвечают: «Отвлекаете, не о том говорите». Вот так.

Атмосфера в Театре на Малой Бронной стала подгнивать ещё с того момента, когда ушёл Зайцев и на смену ему пришёл новый директор, Коган. Он умело подогревал актёрские амбиции - всякими интригами, посулами. Актёры почуяли вольницу. Некоторые бросились в режиссуру. Новый  директор внушал им, что они могут ставить ничуть не хуже других режиссёров, начиная с главного. Направо-налево раздавались на откуп спектакли для пробы актёров в режиссуре. Естественно, Анатолий Васильевич не соглашался, сопротивлялся, пытался объяснить, что режиссёр - это профессия, и нельзя на штампах, на чужих приёмах (заимствованных у него же самого) создать художественное произведение.

Всё уже шло к совершенному разложению. Актёры были заражены цинизмом. А цинизм в театре - это очень страшно... […]

Сам Анатолий Васильевич за свою жизнь помог очень многим - актёрам, студентам, знакомым. И никогда об этом не напоминал, не составлял «списка благодеяний». Ему же так часто необходимы были дружеская помощь и поддержка, хотя бы элементарное понимание со стороны тех, кого он воспитал и научил. Но кто-то не смог, а кто-то и не захотел - ни понять, ни поддержать... Почему многие так любят не создавать, а разрушать, крушить, раздирать всё в клочья? Конечно, это легче. Особенно когда «с детства не любишь музыку». Не слышишь её. А таких людей очень много, и они добиваются своего. Разрушают. Калечат. Крушат. Очень успешно. А потом все начинают выяснять: а почему же всё так случилось?

А вот почему: психология такая, направленная не на созидание, а на разрушение.

А ещё страшнее - равнодушие. Когда вообще ничего не надо и ничто не интересно. Кроме себя самого, конечно».

Яковлева О.Я., Если бы знать…, М., «Аст»; «Астрель», 2003 г., с. 284-287.