История обучения именно творческим приёмам, технологиям и т.п.
X
История обучения именно творческим приёмам, технологиям и т.п.
X
«а) Никто не может в совершенстве творить, не занимаясь в течение долгого времени чтением поэтов. Мало того, даже если кто-нибудь без внимательного изучения авторов примется сочинять поэму, то с каким бы усердием и дарованием ни было сочинено его произведение и как бы старательно он его ни отделал, всё же оно будет весьма далеко от стиля и оборотов речи поэтов, так что людям опытным, сведущим в искусстве будет легко обнаружить, что его автор не читал произведении поэтов.
б) Не только полезно старательно прочитать всех более выдающихся поэтов, но в особенности необходимо читать соответственно роду поэтических произведений, каким ты хочешь заняться, - того автора, который всеми наиболее прославляется в этом роде поэзии [...]
в) Автора не следует читать поспешно, торопясь, кое-как, поверхностно, - но прилежно и со всей тщательностью [...]
Ведь мышление, освоив таким образом стиль писателя, как бы превращается в его мышление и иной раз с большой легкостью создает подобные ему произведения, так что в чужом произведении можно подчас распознать как бы некие семена Вергилия, Горация, Овидия и других.
г) Существуют настолько мелочные подражатели, что они стремятся подражать своим образцам даже в самых незначительных частностях. Мало того, они подражают даже некоторым недостаткам, которых иногда бывают не лишены и произведения даже великих мужей. Ведь: И добрый наш старец Гомер иногда засыпает [...]
д) Итак, обрати внимание на то, что у каждого писателя есть наилучшего: насколько возвышенны его мысли, насколько удачен у него вымысел, или подражание, как сохраняет он всюду пристойность, как все части становятся по своим местам; как он находчив, как искусно он всё расположил и чудесно изукрасил. Так как поэт должен услаждать, то посмотри, с какой силой он держит слушателя, какими фигурами пользуется, какие применяет уподобления, какими повествованиями иной раз изощряет произведение. Далее надо отметить, что матерью всякого услаждения бывает разнообразие. Кроме того, следует учесть значение и важность слов, их выбор, ритм и богатство, искусность и изящество стихов, блеск речи, своеобразие, сладостность, мощь, плавность и соответствие всего стиля самому предмету […]
е) Прочитав какое-либо произведение поэта и всесторонне продумав его, придумаем и для себя подобное содержание, и то, к чему в нём можно подходить на таких же основаниях, попытаемся изложить по образцу прославленной поэмы [...]
ж) Кроме того, надо знать, что серьёзное подражание состоит совсем не в том, чтобы развивать что-нибудь совершенно одинаковым способом с Вергилием или переносить его повествование, вымыслы, выражения или что-либо иное в наше произведение. Ведь поступать так - означает или писать пародию, или при чрезмерном заимствовании совершить плагиат. Такие приёмы допустимы только для упражнения в подражании, чтобы таким путём мы были в состоянии усвоить стиль, которому подражаем. Подражание, следовательно, заключается в каком-то совпадении нашего мышления с мышлением какого-либо образцового автора, так что хотя бы мы и ничего не брали у него и не переносили о наше сочинение, однако оно казалось бы словно его произведением, а не нашим: до такой степени может быть похожим стиль! [...]
з) Иногда, наконец, можно - и это даже очень помогает - сочинить что-нибудь, например, по образцу сочинений Вергилия, или же разработать тем же способом, или даже кое-что позаимствовать у него. Однако это последнее законно и допустимо только, если место, откуда оно взято, очень трудно распознать, если же заимствование будет обнаружено, то пусть оно окажется красивее и лучше у подражателя, чем у самого автора. Очень много заимствований из Гомера, по всеобщему мнению, у Вергилия; большую часть их перечисляет Скалигер в книге «Поэтики» под названием «Критик».
Феофан Прокопович, О поэтическом искусстве / Избранные сочинения, М.-Л., 1961 г., с. 730-738.