«В промышленном предприятии, где работает, скажем, от 500 до 1000 рабочих, во многих случаях в работе представлено по меньшей мере от 20 до 30 различных специальных профессий.
Рабочие каждой из этих специальностей приобрели свои знания и умения путём устной передачи. Это устное предание передавалось в течение многих столетий развития данной профессии, начиная с самых примитивных её стадий в те времена, когда каждый из наших отдалённых предков одновременно применял рудиментарные зачатки многих различных профессий, и - вплоть до современного положения, характеризующегося развитым и всё растущим разделением труда, когда каждый отдельный человек специализируется на какой-нибудь сравнительно ограниченной по характеру отрасли труда.
Изобретательность каждого нового поколения людей приводила к выработке лучших и более быстрых методов для производства каждого элемента работы в любой профессии. Таким образом, методы, употребляемые ныне, в широком смысле слова могут считаться результатом эволюции, представляющим победившие в борьбе за существование наиболее приспособленные и наилучшие идеи, развитые с самого возникновения каждой данной профессии.
Но всё же, хотя в широком смысле это и верно, люди, хорошо знакомые с каждой отдельной профессией, превосходно знают, что почти ни в одном элементе любой профессии нет единообразия в применяемых методах. Вместо наличности одного только способа, принятого везде как нормальный, в обычном употреблении находится 50 или 100 различных способов производства каждого элемента той или иной работы. Небольшое размышление сделает ясным, что это неизбежно должно было быть так, поскольку эти методы передавались устно от человека к человеку или же были в большинстве случаев усвоены почти бессознательно путём личного наблюдения. Практически ни в одном случае они не были собраны или систематически описаны и проанализированы.
Изобретательность и опыт каждого нового поколения и даже каждого десятилетия, - без сомнения, передали последующим улучшенные методы. Эта совокупность грубо-практических, или традиционных, знаний и навыков является, можно сказать, главным активом, или имуществом, всякого рабочего-профессионала. И вот в наилучших из организованных обычным образом предприятий руководители их откровенно признают тот факт, что подчинённые им 500 или 1000 рабочих, включающие в себя представителей от 20 до 30 различных профессий, владеют этой совокупностью традиционных познаний, тогда как значительная часть последних неизвестна дирекции предприятий.
Управление предприятием включает, конечно, в свой состав мастеров и надзирателей, которые сами являются в большинстве случаев первоклассными рабочими в своей профессии. И всё же эти мастера и надзиратели знают лучше, чем кто бы то ни было, что их собственные познания и личное умение далеко уступают комбинированным знаниям и искусству работающих под началом у них рабочих. Наиболее опытные директора откровенно ставят поэтому перед своими рабочими проблему наилучшего и наиболее экономного производства работ. Они считают, что задача, стоящая перед ними, заключается в том, чтобы заставить каждого рабочего приложить все свои усилия, весь свой труд, все свои традиционные познания, всё свое искусство, умение и свою добрую волю одним словом, всю свою «инициативу», для того, чтобы реализовать возможно больший доход для своего предпринимателя.
Проблема, стоящая перед дирекцией предприятия, заключается, таким образом, коротко говоря, в том, чтобы вынудить наилучшее проявление этой инициативы у каждого рабочего. Автор употребляет при этом слово «инициатива» в самом широком смысле, охватывающем все хорошие качества, требуемые от рабочих.
С другой стороны, никакой разумный директор не станет надеяться добиться в сколько-нибудь значительной мере проявления этой инициативы от своих рабочих, если он даст им несколько больше того, что они обычно получают от своих хозяев. Только те из читателей этой книги, которые сами были директорами предприятии или сами работали в какой бы то ни было отрасли промышленности, знают, насколько далёк средний рабочий от предоставления предпринимателю всей своей инициативы.
В этом отношении можно непосредственно констатировать, что в 19 из 20 промышленных предприятий рабочие считают прямо противоречащим своим интересам проявлять для предпринимателей свою инициативу в полной мере, и вместо того чтобы работать изо всех сил и давать предпринимателю максимальное количество и наилучшее качество выработки, они сознательно работают так медленно, как только смеют, пытаясь в то же время внушить своим начальникам уверенность в том, что они работают достаточно быстро. Автор повторяет, таким образом, что для получения какой-либо надежды на проявление максимальной инициативы у рабочих директор предприятия должен дать им какое-нибудь особое поощрение сверх того, что обычно даётся среднему рабочему данной профессии».
Фредерик Тейлор, Принципы научного менеджмента, цитируется по Сб.: Теория управления. Менеджмент в 3-х частях, часть 2, Минск, ГИУСТ БГУ, 2007 г., с. 164-166.