Определение понятия «гениальность» по И.Л. Викентьеву

В культуре Европы примерно до XVIII века гениальность трактовалась как некий божественный и/или мистический дар «широкого профиля», действующий всегда и везде. (Лишь в XX веке Станислав Лем, разрешая массу споров на религиозные темы, предложил идею Бога, который то есть, то его нет…)

Позже становится обще-популярным тезис, что гениальность свойственна гению не во всех областях, а только в избранной – скажем: в области поэзии, живописи, актёрской игры.  Ещё позже пришло понимание, что вершинные достижения возможны в области медицины и техники.

В XIX веке уже иногда утверждается, что высшие проявления личности могут возникнуть лишь на непродолжительное время:

ПРИМЕР. «Мне остаётся упомянуть ещё об одной категории примеров, представляющей в моих глазах поразительное доказательство того, что способность влиять на людей, достигающая наибольшей силы в смутные времена, не составляет такого редкого явления, как обыкновенно думают, и что она только при обычном течении жизни остается без применения. В осаждённых городах, как, напр., в Индии во время последнего восстания, нередко выступает на вид совершенно особый тип характера. Тогда становятся заметными люди, которые до тех пор ничем не выдавались и которые опять возвращаются к своему прежнему образу жизни, как только минуют обстоятельства, вызвавшие их к деятельности. Но пока существовала опасность и бедствие, они были настоящими героями. Они были хладнокровны среди опасностей, проницательны при совещаниях, бодры при продолжительных лишениях, человечны в отношении к раненым и больным, поддерживали мужество в малодушных. Такие люди как бы нарочно созданы для того, чтобы выказывать себя при таких исключительных обстоятельствах. Счастливая особенность их заключается в обладании слишком упругими нервами, чтобы не поддаться подавляющему действию нравственной тревоги и физических страданий, и, быть может, именно вследствие этой крепости нервов им нужен был усиленный стимул, чтобы заставить их проявить ту силу деятельности, на которую они были способны».

Френсис Гальтон, Наследственность таланта: законы и последствия, М., «Мысль», 1996 г., с. 42-43.


В начале XXI века, используя доступную статистику, можно утверждать, что гениальность – не есть некое постоянное свойство, например, как рост человека цвет его глаз или волос, и что даже выдающиеся люди – в лучшем случае всего лишь несколько раз в течение жизни – достигают результатов мирового уровня

ПРИМЕР. «Гениальность - это высшая степень, какой может достигать человеческая способность. В мысли, рождённой вдохновением гения, есть что-то непомерное, экстраординарное - этим и отличаются его творения. Но когда он не одержим вдохновением, он может быть лишь более или менее умным, более или менее образованным человеком».

Серж Воронофф, От кретина к гению, СПб, «Европейский Дом», 2008 г., с. 20.


В работах Гастона Тисандье, К.Э. Циолковского и других чётко оговаривается, что гений вынужден постоянно «платить собой» за своё творчество. (Причём эта расплата никоим образом не сводится к области психопатологий, о которых, например, писал в XIX веке Чезаре Ломброзо,  допустив при этом ряд фактических и методических ошибок). 


«Гениальность» – некое название, условное свойство гения, которое как будто бы «просто» объясняет систему сложных явлений высокого уровня творчества, описываемую, как минимум, несколькими десятками закономерностей и эффектов


Следует прямо признать, что в настоящее время феномен гениальности ещё подробно не изучен - см.:  Исследовательские темы портала Vikent.ru

 

Определение гения по И.Л. Викентьеву

 

 

(С) Викентьев И.Л., 2008