Акимов Н.П.: Как писать мемуары [продолжение]

Начало »

 

 

Мы можем порекомендовать метод свидетельств, не поддающихся ни доказательству, ни опровержению. Каждый из нас располагает возможностью организовать в своём прошлом такие выгодные знакомства, встречи, диалоги, которые хотя и не происходили на самом деле, но могли бы произойти, а главное, которые никем не могут быть опровергнуты, если только автор будет придерживаться элементарной хронологии. Чьи воспоминания не украсила бы такая сценка:

«...не могу не рассказать об одном событии, которое на всю жизнь врезалось в мою память и во многом определило мою судьбу. Как-то в снежное петербургское утро мать, повязав меня башлыком, пустила играть в снежки в соседний сквер. Увлекшись игрой, я запустил снежок в спину высокому худощавому мужчине в шапке-ушанке, проходившему по аллее вместе с каким-то военным. Мужчина быстро оглянулся - умные глаза смотрели на меня из-под густых насупленных бровей. Опущенные вниз усы были подернуты инеем. - Ты, что ли, бросил? - прозвучал суровый голос. - Я, дяденька, - смущенно пролепетал я, не зная, что ещё сказать. А мужчина пристально-пристально (и что он во мне нашёл?) смотрел на меня. - Пошли, что ли, Алексей Максимович! - нетерпеливо сказал военный. - Пошли, - отозвался мужчина и, внезапно потрепав меня по щеке, добавил: - Молодец. Далеко пойдёт. И зашагали они, быстро теряясь в крутящемся снеге...»

Прелесть этой встречи с Горьким в том-то и заключена, что её никто, даже сам Горький, не смог бы опровергнуть. И вместе с тем какую печать величия накладывает она на автора мемуаров!. […]

Истинная ценность мемуаров в большой степени определяется тем, как через личную судьбу героя просвечивают исторические события. В умении соединить ход истории человечества с индивидуальной походкой автора мемуаров - залог общественного успеха произведения. Этот великолепный приём замечателен тем, что ни в каком вранье или натяжках он не нуждается. В каждый год, день и час нашей жизни с её горестями и радостями мировая история тоже течёт сама по себе со свойственными ей историческими событиями. Правда, даже в лучших образцах мемуаров с социальным фоном авторам ни разу не удалось установить прямую связь между фактами их личной биографии и крупными событиями мировой истории - между переходом автора в последний класс реального училища, с одной стороны, и сражениями на Марне - с другой, между первым поцелуем с гимназисткой Люсей и Версальским миром, но всё равно при умелом расположении материала и реальное училище и Люся звучат уже совсем не мелко, попав в сферу мировых событий, они тоже овеваются грозным ветром истории.

Главный технический секрет этого богатейшего приёма в том едином ритме, которым объединяются личные и исторические факты. Например, если кончить главу так: «...вернувшись в отель, я быстро разделся и лег спать. В эту ночь Гитлер двинул свои танки на Австрию...», несомненно, создается сильное впечатление от двух, пусть различных, но равно знаменательных фактов: вы легли спать, а Гитлер двинул танки». […]

С громадным интересом мы читали недавно трёхтомные воспоминания ярого монархиста графа Витте. Для всякого, интересующегося историей общественной жизни последних десятилетий Российской империи, подробное изложение умным царедворцем своих чудовищных взглядов оказалось чрезвычайно интересным и назидательным. Тем более полезно было бы прочитать такие же искренние и убежденные воспоминания людей, ошибавшихся уже в наше советское время.

Сколько принесло бы нашему литературоведению солидное мемуарное сочинение видного критика N «Как я травил Маяковского» или музыковеда Z «Мои попытки уничтожить Шостаковича». Мало того, появление таких «негативных» мемуаров было бы полезно для всех тех, кто и сейчас процветает на ниве искусства.

И чтобы в будущем им не пришлось издавать мемуары под заглавием «Мои попытки остановить историю» или «Как я был тормозом в развитии изобразительного искусства», они смогли бы уже сегодня проверить свою деятельность.

А может, быть, следует внушать всем и каждому, что рано или поздно ему придется писать мемуары? Такое убеждение, даже если бы оно впоследствии и не оправдалось, принесло бы огромную пользу. Ведь если бы каждый из нас перед совершением поступка вспомнил, что этот поступок придется потом описывать и объяснять, он, может быть, поступил бы иначе и лучше. Давайте так и условимся!

Будем писать мемуары!».  


Акимов Н.П., Как писать мемуары. Пособие для начинающих / Не только о театре, Л-М., «Искусство», 1966 г., с. 322-325, 327-328 и 331.