«За два с лишним столетия до нашей эры китайский император Цинь Шихуанди [259-210 гг. до н.э.) приказал сжечь все книги, кроме руководств по сельскому хозяйству, и закопать живьём в землю всех учителей конфуцианства. С одной стороны, эта мера нам кажется чудовищной, злодейской, а с другой, мы чувствуем в этом что-то родное, что-то до боли знакомое, и не только по известным вам аналогиям, а даже по современной истории Китая.
Совсем недавно Конфуций был объявлен маоистским правительством врагом номер один или номер два; он обзывался в прессе самыми оскорбительными словами, газета «Жэньминь Жи-бао» называла его старикашкой.
Между тем Конфуций всегда был не только гордостью Китая, но и как бы олицетворял собой дух этой великой мировой культуры, влияние которой распространялось на значительную часть Дальнего Востока. Появление Конфуция - это был VI в. до Р. X. - совпало с тем движением, которое я условно называю эрой великих учителей.
Знаменитый современный философ и историк Карл Ясперс называл эту эпоху «осевым временем» - временем переворота, временем духовного рождения современного человека».
Мень Александр, Мировая духовная культура, М., 2002 г., с. 64