Исламская секта, созданная в начале XI века. Территориально располагались в горных районах Ирана и Сирии.
Вероятно, слово «assassin» происходит от арабского «хашашин» - курильщик гашиша.
Лидеры ассасинов практиковали убийство своих религиозных и политических противников для чего использовали юношей, которых превращали в фидаев (в переводе с арабского означает «жертвующих собой во имя веры»). Юношей одурманивали гашишем и позволяли вести роскошную жизнь, внушая, что это - видения рая, куда они попадут сразу же после смерти, отдав жизнь за веру…
По мнению Марко Поло, поскольку ассасины иногда убивали крестоносцев, у французов, итальянцев и испанцев с XII века слово «assassin» стало обозначать убийц.
В 1256 году государство ассасинов было разгромлено войсками татаро-монголов; но отдельные общины остались в странах Азии и Африки до сих пор.
«Велики были империи Александра Македонского, Цезаря, Чингисхана. Но и с этими завоевателями мог поспорить по своему влиянию на дела отдалённейших стран мелкий сирийский князёк, управлявший небольшой горной областью. Ему исправно платили дань многие короли Запада, эмиры и султаны Востока. Даже папы римские считались с таинственной властью некрупного как будто феодала.
- Если вам дорога жизнь... - так обратился когда-то с требованием «подарков» этот человек к французскому королю, прибывшему в Египет во главе огромной армии крестоносцев. И владыки Европы, Азии, Африки посылали ему мешки с дукатами, динарами и просто золотыми слитками... Наглый вымогатель был вождём тайной мусульманской секты ассасинов. И его угрозы были подкреплены кровью арабского халифа Аамера, многих мусульманских князей, европейских графов и маркизов и даже одного английского принца. Название этой секты сохранилось в испанском, французском и итальянском языках. Оно стало нарицательным, обозначая убийцу. Но у слова «ассасин» есть и другое значение. Это искажённое европейцами название человека, употребляющего гашиш - наркотик, изготовляемый из индийской конопли; его можно и курить, и пить, и есть, и жевать.
Запретив мусульманам употреблять вино, Мухаммед открыл правоверным широкую дорогу для распространения гашиша. Гашиш вызывает у человека ощущения, очень похожие на те, что возникают при обычном опьянении, но часто более яркие и острые. Наркоман теряет после приёма гашиша представление о времени и пространстве, он то словно возносится на небо, то впадает в необычное равнодушие к окружающему.
Гашиш и был тем средством, которое помогало главарям ассасинов держать королей в страхе. Одного из членов секты одурманивали гашишем и устраивали ему своего рода туристское путешествие... в мусульманский рай. Одурманенного ассасина переносили в великолепный сад, где его ждали обещанные пророком Мухаммедом гурии и прочие небесные радости. Гашиш усиливал впечатление от всего этого. После такого «визита в рай» ассасину приказывали убить очередного феодала, вызвавшего недовольство главы секты. И добавляли: нечего бояться, что тебя убьют, ведь ты просто вернёшься в рай!
И шли несчастные юноши на убийство, а потом на казнь. Звали этих убийц в самой секте «федаи» […] Своей кровью они покупали главарям секты города и драгоценности.
Может быть, единственная польза, принесённая монгольским нашествием, состояла в том, что монголы разгромили одно из двух главных гнёзд ассасинов, расположенное в Иране. От этого удара секта не смогла оправиться. Через несколько лет египетский султан разбил и сирийских ассасинов, заняв их владения. Но ассасины не исчезли. И сейчас многие тысячи людей принадлежат к этой секте, правда, переставшей быть организацией убийц».
Подольный Р., Связь времён, М., «Мысль», 1969 г., с. 160-162.