Мистерия А.Н. Скрябина

А.Н. Скрябин рассматривал своё творчество не как цель, а как средство решения гораздо более крупной задачи…

Он задумал «Мистерию» «…для оркестра, света и хора в 7000 голосов, которая предполагалась к исполнению на берегу Ганга, призванная объединить всё человечество, воспитать в людях чувство великого братства (как известно, подобные же надежды связывал со своей 9-й симфонией другой великий романтик, Л. Бетховен). Трагический символ можно усмотреть в том, что работа над «Мистерией» была прервана нелепой смертью (от заражения крови) 42-летнего композитора в 1915 году».

Торосян В.Г., История образования и педагогической мысли, М., «Владоспресс», 2006 г., с. 202. 


«Проект Мистерии был грандиозен и фантастичен. Её контуры выстраивались в сознании композитора свыше десяти лет. Он понимал, что берётся за решение труднейшей задачи, но верил в реализацию великого духовного акта, призванного принести желанное освобождение человечеству. И всё же сомнения терзали душу композитора. Он решился на некий предварительный вариант воплощения Мистерии и сделал наброски так называемого «Предварительного действа» - грандиозного соборного спектакля, или Службы, в которой участвует всё человечество.

В поэтической основе «Предварительного действа» явственны отголоски христианских, точнее, ветхозаветных сюжетов, в которых герои общались с Творцом. Диалоги между Я и Ты могут служить тому примером:

Я: Кто ты, звучанием белым воспетая?
Кто ты, молчанием неба одетая?
Ты: Я последнее свершение,
Я блаженство растворения,
Я вседозволенности алмаз,
Я всезвучное молчание,
Смерти белое звучание,
Я свобода, я экстаз.

Картина мироздания в «Предварительном действе» полна тайны и глубокого смысла:

Все мы – единый
Ток, устремленный,
К мигу от вечности.
В путь человечности.

Не случайно храм в древней Индии, где должна была состояться Мистерия, задуман был композитором как гигантский алтарь, возвышающийся над истинным храмом – Землей. Так он своеобразно воплотил русскую идею соборности, оказавшую огромное влияние на  художников-символистов. Заметим, что в трактовке Вяч. Иванова соборность олицетворялась со способностью искусства объединять людей в едином духовном порыве. Задуманный Вяч. Ивановым «театр мистерий» мало чем отличался от скрябинского. Он тоже мечтал об  уничтожении рампы -  «разделительной полосы» между сценой и зрителем. Впрочем, зрителя как такового в Мистерии быть не должно, все - участники.

Скрябин шёл тем же путём, но дальше. Он пытался преодолеть чисто технические трудности воплощения Мистерии. Известно, что он вёл переговоры о покупке земельного участка в Индии для строительства храма. Думая о Мистерии, композитор говорил: «Я хочу не осуществления чего бы то ни было, а бесконечного подъёма творческой деятельности, который будет вызван моим искусством».

Убеждение в особенности собственной миссии было у Скрябина чрезвычайно развито:

Я апофеоз мироздания,
Я цели цель, конец концов...
Хотел бы я в сердцах народов
Свою любовь запечатлеть...
Дарую им покой желанный
Я силой мудрости своей.
Народы, радуйтесь, - от века жданный
Конец настал страданий и скорбей.

Композитор верил в цель Мистерии, в заветный «берег очарованный», к которому стремится всё человечество, и брал на себя ответственность за духовное преображение людей. Средством такого преображения виделся ему синтез искусств, синтез звука, цвета, действия, поэзии.

Сама идея расширения границ музыки, её слияния с другими видами искусства, конечно же, не нова. Мы уже не раз говорили об этом важном положении эстетики символизма. И всё же Скрябин в вопросе синтеза искусств был крайне осторожен. У него нет музыки, соединенной со словом. Он, как и его современники-поэты, избегал открытых, досказанных, прямолинейных мыслей. Его музыка не столько реально соединяется со словом, сколько ассоциативно осваивает образы философской поэзии. Чистота музыкального, вернее, инструментального самовыражения была для композитора важнее теоретических доктрин. Тем самым творчество Скрябина воплотило важную символистскую идею о музыке как высшем из искусств, о музыке - «сверхискусстве», способном выражать через звуковые потоки все богатства художественной культуры. Мистерия должна была выполнить миссию всеобщего духовного очищения. Сама мысль о таком соборном действе могла возникнуть лишь в контексте идей дерзновенных художников-философов  «серебряного  века».   Не  случайно Вяч. Иванов писал: «...Теоретические положения его (А.Н. Скрябина – Прим. И.Л. Викентьева) о соборности и хоровом действе... отличались от моих чаяний, по существу, только тем, что они были для него ещё и непосредственно практическими задачами».

Рапацкая Л.А., Искусство «Серебряного века», М., «Просвещение»; «Владос», 1996 г., с. 54-56.