Инструкция по работе с Контекстной панелью

Конвергентное и дивергентное мышление по Джою Гилфорду

Джой Гилфорд издал книгу: Природа человеческого интеллекта / The Nature of Human Intelligence, где ввёл условные понятия конвергентного и дивергентного мышления (строго говоря, эти термины он употреблял раньше – ещё в 1959 году – Прим. И.Л. Викентьева).

Под конвергентным («сходящимся») мышлением понимается поиск единственного решения.

«Если говорить коротко, под конвергентным мышлением понимается линейное, логическое (дискурсивное) мышление, предполагающее одно-единственное правильное решение проблемы. Именно этот тип мышления ассоциируется с ай-кью и классическим методом преподавания».

Гарри Алдер, CQ, или мускулы творческого интеллекта, М., «Фаир-пресс», 2004 г., с. 40.

Под дивергентным («расходящимся») мышлением понимается «веерообразный» поиск по всем направлениям,  часто  приводящий к оригинальным решениям. Джой Гилфорд писал: «Под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Основой креативности является дивергентное мышление…»

«Дивергентное мышление против всякой однозначности, «чёрно-белых» истин. Ему чужды мертвящие, абстрактные схемы. «Дивергентный» ум нацелен на поиск инновационных путей, нетрадиционный идей. В литературе, адресованной массовому читателю, ближайшей параллелью дивергентному мышление является понятие горизонтального мышления».

Гарри Алдер, CQ, или мускулы творческого интеллекта, М., «Фаир-пресс», 2004 г., с. 40.

Понятие дивергентного мышления использовалось Джоем Гилфордом для создания тестов творческих способностей, где учитывались как число сформулированных испытуемым идей, так и степень их редкости по сравнению с ответами других испытуемых...

 

Разделение мышления на конвергентное и дивергентное мышление стало популярным и  получило множество интерпретаций – не всегда продуманных (!) – у других Авторов.

Вот одна из них:

Конвергентное мышление Дивергентное мышление
Исследовать Судить
Наблюдать Оценивать
Воображать Анализировать
Изобретать Классифицировать
Мечтать Сравнивать
Преувеличивать Выбирать
Провоцировать Избегать лишних растрат
Ассоциировать Просчитывать
Моделировать Планировать
Комбинировать Решать
Будоражить Выбирать
Визуализировать Определять
Сомневаться Организовывать


Люк де Брабандер, Забытая сторона перемен. Искусство создания инноваций, М., «Претекст», 2008 г., с. 117.


Уровни творческих решений по Г.С. Альтшуллеру