Инструкция по работе с Контекстной панелью

Школа Конфуция

«Только самые умные и самые глупые не поддаются образованию»  

Конфуций

 

Вероятно, Конфуций уже в молодости (примерно в 496 году до нашей эры) стал первым в Китае профессиональным преподавателем и организатором сообщества учёных.

«Занятия потребовали колоссального напряжения - приходилось быть не только учителем в созданной им школе, но одновременно и автором учебников.

Начинать пришлось буквально с нуля. Всё, что он написал и отредактировал за отведённые судьбой пять последних лет жизни, тут же включалось в учебный процесс.

Принцип набора в школу был сформулирован им предельно кратко: «В образовании не должно быть различия по происхождению» (ю цзяо у лэй).

Это был качественно новый, неизвестный ранее в Китае принцип набора учеников. До этого в школы, а они, как правило, были государственными, принимали только детей аристократов.

И вот в царстве Лу сам Конфуций открыл частную школу, доступную каждому. Плата за обучение была сугубо символическая: «связка сушеного мяса» -  ведь Учителю тоже нужно было что-то есть.

И потянулись за знаниями люди со всей страны. Сыма Цянь сообщает, что число учеников доходило до трёх тысяч, но «тех, кто глубоко проник в суть шести искусств, было всего 72 человека». Точное число наиболее способных неизвестно, ибо тот же Сыма Цянь в «Биографиях учеников Кун-цзы» говорит уже о 77.

В других древнекитайских памятникам также приводятся разные цифровые данные - 80 в «Люйши чуньцю», 70 в «Хуайнань-цзы». Куан Ямину благодаря скрупулёзному анализу разнообразных источников удалось идентифицировать имена 95 учеников».

Переломов Л.С., Конфуций: жизнь, учение, судьба, М., «Наука», 1993 г., с. 154.

 

Свои последние годы он провёл в царстве Лу, занимаясь развитием своего учения,  преподаванием и редактированием древнекитайских трактатов.

Конфуций отказался от службы, удалился на покой и «… сосредоточился на исправлении «Ши цзина», «Шу цзина», а также на разработке ритуала и на занятиях музыкой. Количество учеников постоянно множилось, они приходили и из далёких мест, и не было среди них ни одного, кто бы не внимал его поучениям». Круг тем, обсуждаемых с учениками, был весьма широк: этика, политика, правила поселения в семье и обществе, критерии ценности личности и т. п. Если попытаться кратко охарактеризовать суть занятий, то они сводились к проблеме самовоспитания - что есть личность и как стать человеком?

Занятия строились в форме свободного обсуждения выдвинутой темы, Конфуций добивался от учеников максимальной активизации умственной работы».

Переломов Л.С., Конфуций: жизнь, учение, судьба, М., «Наука», 1993 г., с. 81-82.