Кобринский Н. и Пекелис В., в своей книге: Быстрее мысли, М., Молодая гвардия, 1959 г., опубликовали стихи, которые, по их словам сочинила машина:
Ночь кажется чернее кошки этой,
края луны расплывчатыми стали,
неведомая радость рвётся к свету,
о берег бьётся крыльями усталыми.
Измученный, бредёт один кочевник.
И пропасть снежная его зовёт и ждёт,
забыв об осторожности, плачевно
над пропастью мятущийся бредёт.
Забытый страх ползёт под потолки,
как чайка, ветер. Дремлет дождь.
Ненастье. А свечи догорают... Мотыльки
вокруг огня всё кружатся в честь Бастер.
Здесь уместно более обстоятельно сказать о так называемом машинном сочинении стихов, поскольку в этом вопросе до сих пор ещё много дезинформации, распространяемой особенно нашими популярными изданиями. Из машинных стихов нашим читателям наиболее известно стихотворение Ночь кажется чернее кошки этой..., опубликованное впервые в 1959 г. в книге Н. Кобринского и В. Пекелиса Быстрее мысли и перепечатанное во втором издании её в 1963 г. Вскоре оно стало знаменитым и, побывав на страницах других публикаций, стало объектом внимания наших поэтов, критиков, учёных, предметом разбора достоинств и недостатков машинной поэзии.
С трибуны Пленума правления Союза писателей РСФСР в 1960 г. оно прозвучало как сочиненное между делом электронной вычислительной машиной Новосибирского академгородка. (См. об этом, например, в кн.: Б. М. Рунин, Вечный поиск, М., Искусство, 1964.) Это же было сказано и на Ленинградском симпозиуме по комплексному изучению художественного творчества в 1963 г. К стихам этим, вообще говоря, отнеслись настороженно - машина всё-таки сочинила. Восторга у критиков они обычно не вызывали, их даже называли ненастоящими или шарлатанскими.
Отвлекаясь от довольно туманного содержания стихотворения, - писалось в 1961 г. в июльском номере журнала Молодая гвардия, - можно заметить, что машина довольно хорошо справилась с ритмикой стиха и рифмами. Зато в первом номере Юности за 1963 г. эти стихи были оценены выше, чем стихи одного известного современного поэта.
Трудно объективно подойти к оценке стихов. И человеческие-то не всегда подходят под одну мерку, а тут - машинные. Конечно, спокойнее их обругать, чем вдуматься в специфику формы или содержания, сравнить с другими стихами. Как-то надёжнее.
Но важно здесь другое, - и тут критики были посрамлены, - стихи оказались не машинными. Обнаружилась мистификация, или, точнее, беспардонное надувательство, о чём и сообщил наконец-то в газете Московский комсомолец за 11 января 1968 г. В. Д. Пекелис, включивший их десятью годами ранее в книгу под видом машинных (см. также в кн.: В. Пекелис. Кибернетическая смесь, М., Знание, 1970).
Зарипов Р.Х., Кибернетика и музыка, Наука, 1971 г., с. 8-9.