Госпитализм по П.Я. Гальперину

Сильное отставание в развитии у детей вследствие отсутствия заботы матери или лица её  замещающего. 

ПРИМЕР. «Ещё одна важная вещь, проявившаяся в жестоком опыте некоторых яслей во время Великой Отечественной войны. Тогда все должны были работать для нужд фронта и свободных рук было очень мало. Поэтому в яслях обеспечивали детей только необходимым медицинским уходом. В результате обнаружились остро выраженные дефекты воспитания. Дети в этих яслях росли до 3 лет и совершенно не развивались. Их кормили, за ними ухаживали, но не занимались их воспитанием и развитием, считая, что этого они достигнут самостоятельно. А сами они не развивались. Они погружались в дрёму и в этой дрёме проводили все время до следующего кормления. Когда они проголодаются, то поднимают крик. К ним подходят, накормят, перепеленают. Дети опять погружаются в дремотное состояние. И так многие месяцы и годы. И такие дети не научились даже поднимать головку! Более того, они настолько застывали в этом  состоянии, что когда к ним подходил человек и пытался с ними вступить в какое-то приятное общение, то они поднимали пронзительный защитный крик - дескать, оставьте меня в покое, я уже привык так жить и доволен. Значит, первая задача своеобразного очеловечивания таких детей заключалась в том, чтобы вступить с ними в контакт. Они категорически сопротивлялись всякому обращению к ним, кроме процесса ухода.

Таким образом, имеет место картина, что если детей не воспитывать, так дети и не развиваются. Они растут, увеличиваются а объёме, но не приобретают не то что поведения, а даже элементарных движений. Даже головку поднять не могут. А это первое элементарное движение у ребёнка. Значит, нужно воспитание, и воспитывать надо после удовлетворения органических потребностей. Потому что когда у ребёнка не удовлетворены эти потребности, тогда он ничего не хочет знать, не хочет воспитываться. Нужно, чтобы эти органические потребности были удовлетворены. А на чем же тогда воспитывать?»

Гальперин П.Я., Лекции по психологии, М.,  «Университет»; «Высшая школа», 2002 г., с. 142-145.

 

Зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому