Антисценарий по Эрику Берну

«Антисценарий - противоположность сценарию; демонстративное противодействие, действование вопреки тому, что диктуется каждым указанием сценария».

Эрик Бёрн,  Групповая психотерапия, М., «Академический проект»; «Трикста», 2004 г., с. 247.



«Есть люди, которые восстают против своего сценария, стремятся настоять на своём. Здесь возможно несколько вариантов.

1. Этот человек осуществляет прорыв сценария.

2. Наоборот, человек следовал сценарию, и сейчас мы видим реализацию антисценария.

3. Человек обнаружил «расколдовыватель» и теперь свободен от сценария.

4. Он имеет разные указания от отца и матери или от других «родительских наборов» и сейчас переключается с одних указаний на другие.

5. Он послушен сценарному указанию, которое предусматривает восстание.

6. Мы имеем дело с проигранным сценарием, когда человек потерял надежду реализовать сценарные директивы и махнул на все рукой. Это часто оказывается причиной депрессии и шизофренического приступа.

7. Возможно, человек сам или с помощью психотерапии ушёл из-под власти сценария, но это не нужно путать с «переключением на антисценарий».

Эрик Бёрн,  Люди, которые играют в игры, Минск, «Современный литератор», 2004 г., с. 37.

 

 

ПРИМЕР антисценария. «Папа русского панк-рока Андрей Панов по кличке Свинья (ласково - Свин) вышел, как ни странно, из той среды, откуда обычно является на свет лишь снобствующая золотая молодёжь, всегда имеющая собственное мнение, но - пустая тщета - неспособная обрести индивидуальность, сколь яростным и неодолимым не был бы порыв. […]

В школьные годы Андрюша был толстым домашним мальчиком, за что от жестокосердных сверстников ему изрядно доставалось. Он возненавидел школу лютой ненавистью, возненавидел настолько, что даже по её окончании воспринимал первое сентября как день траура и скорби, но скорби на враждебной территории, траура в стане врага - он смотрел на отутюженные костюмчики школьников и ликовал: мучайтесь-мучайтесь, шельмы, а я - свободен! Тогда же у него сформировалось ясное и вполне адекватное представление о жизни: никаких иллюзий - по большому счёту, в этом мире он никому, кроме матери, не нужен. Вероятно, должным образом препарировав его детские неврозы и страхи, вывернув наизнанку сиреневые потроха его бессознательных фобий, можно было бы сделать далеко идущие выводы...  […]

Свин не раз говорил, что предел его мечтаний - создать самую плохую музыкальную команду, которая вообще только может быть.

Безусловно, дерзкий замысел, поскольку уровень действующих на то время групп, за редким исключением, не выдерживал никакой критики. Однако у Свина было преимущество - те скверные группы тщились стать лучше, он же сознательно стремился к обратному. И ему повезло - он сразу получил то, что желал (соответствующих музыкантов), а дальше - пошло и поехало […]. Да, он прожил жизнь так, как хотел. Он пил, дружил и спал с теми, с кем хотел, а не наоборот. И играл он так, как хотел. Он говорил: «Я с самого начала знал, что это будет самая хреновая команда и музыка - самое большое говно. И теперь, когда я вижу говно хуже себя, то в душе поднимается здоровое возмущение - как же так? Как можно ещё хуже? Когда хуже меня - вот этого мне никак не стерпеть».  

Катай спокойно шары в своей небесной бильярдной, Свин, ты победил - хуже тебя в этой жизни не сыграл никто».

Крусанов П.В., Андрей (Свин) Панов. «Свин – парень вредный, он не помрёт» / в Сб.: Беспокойники города Питера, СПб, «Амфора», 2006 г., с. 76, 78, 80-81 и 92.

 

Формирование патологической личности