Управление нетворческими коллективами
Неформальные организацииНеформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
X
Управление нетворческими коллективами
Неформальные организацииНеформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
X
«В 1920-е годы член кибуца «Дгания» О. Лебл следующим образом сформулировал основные принципы кибуца, которые он назвал «законом квуцы»:
1. общая обязанность трудиться;
2. коллективный труд и самоуправление при распределении рабочего времени;
3. коммунистическая жизнь при равных условиях жизни в квуце;
4. равенство прав в хозяйстве и во всей жизни коммуны;
5. обязанность каждого отвечать за свои поступки, внимание и чуткость к членам коллектива;
6. дисциплина во всех сферах хозяйства и в общинной жизни;
7. свобода каждого в том, что касается политики, религии, партии и т.д.;
8. отказ от использования наёмного труда в хозяйстве квуцы;
9. общественное воспитание и питание детей до достижения ими возраста работоспособности;
10. обеспечение по старости и неработоспособности;
11. открытие для женщин новых сфер экономической трудовой деятельности;
12. равная обязанность всех членов квуцы (мужчин и женщин) работать в домашнем хозяйстве (готовка, кухня, стирка и т.д.);
13. проникновение членов квуцы в хозяйственные проблемы (объёма хозяйства, его отраслей, образования и повышения квалификации);
14. постоянное стремление к увеличению производства;
15. расширение квуцы в рамках её хозяйственных возможностей.
Женской эмансипации в базисных принципах квуцы, а затем и кибуцев уделялось важное место. В кибуцной идеологии признавалось существование только биологического императива - мужчины не могли заменить женщин в вынашивании детей. Во всём остальном, по их глубокому убеждению, мужчины и женщины должны быть взаимозаменяемы.
Как видно из перечня принципов организации кибуца, многие из них возникали по мере дальнейшего углубления социального эксперимента и диктовались объективными условиями его деятельности.
Так, введение общественного воспитания детей определялось не только желанием обеспечить реальные условия равенства мужчин и женщин в кибуце, но и острой нехваткой рабочих рук.
Но в «Дгании» дети жили в своих семьях в отличие от многих кибуцев, где семейная жизнь была также обобществлена - дети лишь короткий период после рождения находились с родителями, затем они воспитывались в круглосуточных яслях и детских садах. Родители навещали своих детей вечерами после работы, проводя с ними пару-тройку часов.
С увеличением числа кибуцев появлялись и другие формы организации кибуцной жизни, но базисные принципы оставались неизменными: общность имущества кибуца, включая дома, ротация при выполнении трудной и грязной работы, как и работы в вечерние и ночные смены, выходные и субботние дни.
Удовлетворение всех материальных потребностей осуществлялось из общественных фондов - в кибуцах имелись вещевой склад, прачечная, столовая».
Б.И. Дубсон, Кибуцы. Путешествие в светлое будущее и обратно, М., «Крафт+», 2008 г., с. 15-16.