Отрицательный эксперимент: кошки не учатся путём демонстрации по оценке Эдварда Торндайка

«Примерно в то же время, когда Павлов в Санкт-Петербурге вызывал слюноотделение у собак, Эдвард Торндайк в Нью-Йорке помещал кошек в специально сконструированные клетки-головоломки. Это были небольшие клетки с дверцей, которую кошка могла открыть определённым способом, например дёрнув за верёвочную петлю.

Торндайк показал, что кошки могут научиться дергать за верёвочку, выбираться из клетки и  добираться до рыбы, положенной перед клеткой. Но главный вопрос, на который он хотел ответить, состоял в том, как кошки этому обучаются.

Торндайк понял, что для ответа на этот вопрос нужно узнать, как они не обучаются. Он показал, что кошкам не помогало наличие учителя.

Кошки не обучались путём имитации. Неоднократное наблюдение за кошкой, которая уже  научилась выбираться из клетки, потянув за веревочку, ничуть не помогало другой кошке.

Торндайк также продемонстрировал, что кошки не учатся путём демонстраций. Он брал кошачью лапу в руку и тянул ею за верёвочку, тем самым выпуская кошку из клетки наружу, где она могла съесть рыбу. Но и после многих таких демонстраций кошка, которую оставляли в клетке в покое, далеко не сразу тянула за верёвочку.

Торндайк пришёл к выводу, что кошки могут научиться выбираться из клетки исключительно методом проб и ошибок. Как только кошку сажали в клетку, она сразу начинала пытаться выбраться наружу и добраться до рыбы. Кошка пыталась протиснуться в любую щель, дёргала прутья когтями и кусала их, просовывала в щели лапы и хватала когтями всё, до чего могла дотянуться.

Рано или поздно она случайно цеплялась когтями за верёвочную петлю, дергала её, и дверца открывалась. Каждый следующий раз посаженная в клетку кошка выбиралась наружу немного быстрее. Ей требовалось всё меньше времени, чтобы потянуть за верёвочку, пока наконец она не начинала тянуть за верёвочку сразу, как только её сажали в клетку.

Торндайк также понял, что это было тоже ассоциативное обучение. Кошка училась ассоциировать действие (дёрганье за верёвочку) с наградой (возможностью выбраться из клетки и съесть рыбу). Всем животным свойственна эта форма обучения. Мы, люди, тоже, как кошки, с большей вероятностью выполняем действия, за которыми следует что-то приятное.

Обратное тоже верно, как и в случае с обучением, которое исследовал Павлов.

Мы с меньшей вероятностью выполняем какие-либо действия, за которыми следует что-то неприятное. Мы также можем разучиться действовать в соответствии с некоторой ассоциацией (это происходит, например, при так называемом торможении условного рефлекса). Если дверца перестанет открываться в ответ на дёрганье за верёвочку, кошка рано или поздно перестанет за неё дёргать. Этот механизм обучения позволяет нам выяснять, какие наши действия скажутся на будущем».

Крис Фрит, Мозг и душа: как нервная деятельность формирует наш внутренний мир, М., «Астрель»; «Corpus», 2011 г., с.141-143.

 

Эдвард Торндайк также экспериментировал с собаками и низшими обезьянами.

Научение животных «методом проб и ошибок» по Эдварду Торндайку