«Ребёнок подражает взрослым. Лишь подражая, ребёнок учится говорить и осваивает большинство бытовых форм, создавая видимость, что сжился со средой взрослых, которых он не может постичь, которые чужды ему по духу и непонятны.
Самые грубые ошибки в наших суждениях о ребёнке происходят именно потому, что истинные его мысли и чувства затеряны среди перенятых им у взрослых слов и форм, которыми он пользуется, вкладывая в них совершенно иное, своё содержание.
Будущее, любовь, родина, бог, уважение, долг - все эти окаменевшие в словах понятия рождаются, живут, растут, меняются, крепнут, слабеют, являясь чем-то иным в каждый период жизни. Надо сделать над собой большое усилие, чтобы не смешать кучу песка, которую ребёнок зовёт горой, со снежной вершиной Альп. Кто вдумается в душу употребляемых людьми слов, у того сотрётся разница между ребёнком, юношей и взрослым, невеждой и мыслителем; перед ним предстанет человек интеллектуальный независимо от возраста, класса, уровня образования и культуры, существо, мыслящее в пределах большего или меньшего опыта.
Люди разных убеждений (я говорю не о политических лозунгах, подчас насильно внедряемых) - это люди с разным опытом.
Ребёнок не понимает будущего, не любит родителей, не догадывается о родине, не постигает Бога, никого не уважает и не знает обязанностей. Говорит «когда вырасту», но не верит в это, зовёт мать «самой-самой любимой», но не чувствует этого; родина его - сад или двор. Бог для него добрый дядюшка или надоеда-ворчун. Ребёнок делает вид, что уважает, уступая силе, воплощённой для него в том, кто приказал и следит. Надо помнить, что приказать можно не только с помощью палки, но и просьбой и ласковым взглядом. Подчас ребёнок угадывает будущее, но это лишь моменты, своего рода ясновидение.
Ребёнок подражает? А что делает путешественник, которого мандарин пригласил принять участие в местном обряде или церемонии? Смотрит и старается не отличаться, не вызывать замешательства, схватывает суть и связь эпизодов, гордясь, что справился с ролью. Что делает человек несветский, попав на обед к знатным господам? Старается приспособиться. А конторщик в имении, чиновник в городе, офицер в полку? Не подражают ли они речью, движениями, улыбкой, манерой стричься и одеваться патрону?
Есть ещё одна форма подражания: когда девочка, идя по грязи, приподнимает короткое платьице, это значит, что она взрослая. Когда мальчик подражает подписи учителя, он проверяет до известной степени свою пригодность для высокого поста. Эту форму подражания мы легко найдем и у взрослых.
Эгоцентризм детского мировоззрения - это тоже отсутствие опыта.
От эгоцентризма личного, когда его сознание является средоточием всех вещей и явлений, ребёнок переходит к эгоцентризму семейному, более или менее длительному в зависимости от условий, в которых воспитывается ребёнок; мы сами укореняем его в заблуждении, преувеличивая значение семьи и дома и указывая на мнимые и действительные опасности, угрожающие ему вне досягаемости нашей помощи и заботы.
- Оставайся у меня, - говорит тётя.
Ребёнок со слезами на глазах льнёт к матери и ни за что не остаётся.
- Он ко мне так привязан.
Ребёнок с удивлением и испугом смотрит на чужих мам, которые даже ему не тёти. Но настает минута, когда он начинает спокойно сопоставлять то, что видит в других домах, с тем, что есть у него. Сначала ему хочется только такую же куклу, сад, канарейку, но у себя дома. Потом замечает, что бывают другие матери и отцы, тоже хорошие, а может, и лучше?
- Вот если бы она была моей мамой...
Ребёнок городских задворков и деревенской избы приобретает соответствующий опыт раньше, познавая печаль, которую никто с ним не делит, радость, которая веселит лишь домашних, понимает, что день его именин - праздник лишь для него самого.
«А мой папа, а у нас, а моя мама» - это столь часто встречающаяся в детских спорах похвальба своими родителями скорее полемическая формула, а подчас и трагичная защита иллюзии, в которую хочешь верить, но начинаешь сомневаться.
- Погоди, вот я скажу папе...
- Очень я твоего папу боюсь.
И правда, папа мой страшен только для меня самого.
Эгоцентричным я назвал бы и взгляд ребёнка на текущий момент - по отсутствию опыта ребёнок живет одним настоящим. Отложенная на неделю игра перестает быть действительностью. Зима летом кажется небылицей. Оставляя пирожное на завтра, ребёнок отрекается от него поневоле. Ребёнку трудно понять, что испорченный предмет может стать не сразу негодным к употреблению, а лишь менее прочным, быстрей поддающимся износу. Рассказ о том, как мама была девочкой, - интересная сказка. С удивлением, граничащим с ужасом, смотрит ребёнок на чуждого пришельца, который зовёт его отца - товарища своих детских лет - по имени.
- Меня ещё не было на свете...
А юношеский эгоцентризм: всё на свете начинается с нас? А партийный, классовый, национальный эгоцентризм? Многие ли дорастают до сознания места человека в человечестве и Вселенной? С каким трудом люди примирились с мыслью, что Земля вращается и является лишь планетой! А глубокое убеждение масс, вопреки всякой действительности, что в XX веке ужасы войны невозможны?
Да и наше отношение к детям - не проявление ли эгоцентризма взрослых?
Я не знал, что ребёнок так крепко помнит и так терпеливо ждёт. Многие наши ошибки происходят оттого, что мы имеем дело с детьми принуждения, рабства и крепостничества, исковерканными, обиженными и бунтующими; приходится с трудом догадываться, какие они на самом деле есть и какими могут быть».
Януш Корчак, Как любить ребёнка / Как любить ребёнка, М., «Политиздат», 1990 г., с. 68-70.