Открытия в области музыки…
КомбинаторикаСтратегия создания инноваций за счёт использования типовых решений и их комбинаций
X
Открытия в области музыки…
КомбинаторикаСтратегия создания инноваций за счёт использования типовых решений и их комбинаций
X
Арнольд Шёнберг предложил двенадцатитоновую музыкальную систему, «… где все 12 нот, отчётливо различимых нормальным слухом в пределах одной октавы (двукратного изменения частоты колебаний), равноправны. Строго говоря, человеческий слух различает в октаве 24 частоты, но сочетания частот, отличающихся столь мало, заведомо неблагозвучны, а потому для музыки нужно использовать звуки, отстоящие друг от друга вдвое дальше различимого минимума».
Нурали Латыпов, Основы интеллектуального тренинга, СПб, «Питер», 2005 г., с. 225.
Какова предыстория возникновения 12-тоновой системы?
«… на протяжении второй половины XIX века постепенно устаревала привычная нам по музыке Моцарта, Бетховена и Шуберта так называемая диатоническая система, то есть система противопоставления мажора и минора. Суть этой системы заключается в том, что из 12 звуков, которые различает европейское ухо (так называемый темперированный строй), можно брать только 7 и на их основе строить композицию. Семь звуков образовывали тональность. Например, простейшая тональность до мажор использует всем известную гамму; до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Наглядно - эта тональность использует только белые клавиши на рояле. Тональность до минор отличается тем, что вместо ми появляется ми-бемоль. То есть, в тональности до минор уже нельзя употреблять простое ми, за исключением так называемых модуляций, то есть переходов в родственную тональность, отличающуюся от исходной понижением или повышением на полтона.
Постепенно к концу XIX века, модуляции стали всё более смелыми, композиторы, по выражению Веберна, «стали позволять себе слишком много».
И вот контраст между мажором и минором постепенно стал сходить на нет. Это начинается у Шопена, уже отчётливо видно у Брамса, на этом построена музыка Густава Малера и композиторов-импрессионистов - Дебюсси, Равеля, Дюка. К началу XX века композиторы-нововенцы, экспериментировавшие с музыкальной формой, зашли в тупик.
Получилось, что можно сочинять музыку, используя все двенадцать тонов: это был хаос - мучительный период атональности. Из музыкального хаоса было два противоположных пути. Первым - усложнением системы диатоники путем политональности - пошли Стравинский, Хиндемит, Шостакович […]. Вторым, жёстким путем, пошли нововенцы, и это была музыкальная логаэдизация, то есть создание целой системы из фрагмента старой системы.
Дело в том, что к концу XIX века в упадок пришёл не только диатонический принцип, но и сама классическая венская гармония, то есть принцип, согласно которому есть ведущий мелодию голос, а есть аккомпанемент. В истории музыки венской гармонии предшествовал контрапункт, или полифония, где не было иерархии мелодии и аккомпанемента, а были несколько равных голосов.
Нововенцы во многом вернулись к системе строгого добаховского контрапункта. Отказавшись от гармонии как от принципа, они легче смогли организовать музыку по-новому. Не отказываясь от равенства 12 тонов (атональности), Шёнберг ввёл правило, в соответствии с которым при сочинении композиции в данном и любом опусе должна пройти последовательность из всех неповторяющихся 12 тонов (эту последовательность стали называть серией […], после чего она могла повторяться и варьироваться по законам контрапункта, то есть быть
1) прямой;
2) ракоходной, то есть идущей от конца к началу;
3) инверсированной, то есть как бы перевёрнутой относительно горизонтали, и
4) ракоходно-инверсированной.
В арсенале у композитора появлялось четыре серии. Этого было, конечно, очень мало. Тогда ввели правило, согласно которому серии можно было начинать от любой ступени, сохраняя лишь исходную последовательность тонов и полутонов. Тогда 4 серии, умножившись на 12 тонов темперированного строя, дали 48 возможностей. В этом и состоит существо 12-тоновой музыки.
Революционная по своей сути, она была во многом возвратом к принципам музыки добарочной. её основа, во-первых, равенство всех звуков в венской классической диатонической гармонии, мажорно/минорной системе, звуки не равны между собой, но строго иерархичны, недаром гармоническая диатоника - дитя классицизма, где господствовал строгий порядок во всем)».
Руднев В.П., Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты, М., «Аграф», 2009 г., с. 112-113.