Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
ЭтикаЭтика и этические системы
Творческое развитие детейТворческое развитие детей
Творческое развитие юношей и девушекТворческое развитие юношей и девушек
X
Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
ЭтикаЭтика и этические системы
Творческое развитие детейТворческое развитие детей
Творческое развитие юношей и девушекТворческое развитие юношей и девушек
X
Лоуренс Кольберг публикует статью: The development of children's orientations toward a moral order, Vita Humana, 1963, N 6, рр. 11-35.
В статье – в русле идей Жана Пиаже – он утверждает:
1) Моральное развитие детей осуществляется по определённым стадиям;
2) Каждая стадия характеризуется качественными различиями;
3) Стадии идут в определённой последовательности, так что ни одна стадия не может быть пропущена, и не существует обратного движения;
3) Качественные особенности стадии - это доминирующая характеристика морального развития ребёнка в данный период, при этом ребёнок может демонстрировать понимание морали соответственно уже пройденным стадиям и порой переходить в своём понимании на следующую, более высокую стадию (но не дальше). Переход ребёнка на более высокую стадию невозможен без поощрения, обучения или практики. Более того, дети склонны задействовать высшую из достигнутых к настоящему времени стадий.
Для удобства все выявленные учёным стадии можно представить в виде таблицы:
Шесть стадий морального развития по Лоуренсу Кольбергу
Уровень-1: Доморальный уровень | |
Стадия-1 | Ориентация на порицания и поощрения (сам результат поведения определяет, правильным ли оно было) |
Стадия-2 | Простой инструментальный гедонизм (удовлетворение собственных потребностей определяет, что является хорошим) |
Уровень-2: Мораль конвенциональной ролевой конформности | |
Стадия-3 | Ориентация «хороший мальчик - милая девочка» (что нравится другим, то и хорошо) |
Стадия-4 | Мораль долженствования (поддержание закона и порядка, выполнение долга - это хорошо) |
Уровень-3: Уровень собственных моральных принципов | |
Стадия-5 | Мораль соглашения и демократического закона (общественные ценности и права человека определяют, что хорошо, а что плохо) |
Стадия-6 | Мораль, основанная на индивидуальных принципах совести (что хорошо, а что плохо, определяется индивидуальной философией в соответствии с универсальными принципами) |
Критики считали, что Лоуренс Колберг не учёл в своих стадиях различия между девочками и мальчиками, а также культур, где сильна ориентация на мнение группы (а не на развитие индивидуума).