Евгеника [cовременный обзор]

«Сама по себе идея евгеники очень древняя. Например, в «Государстве» Платона, «Городе Солнца» Т. Кампанеллы приводятся вполне разработанные стратегии получения человеческих индивидов с заданными качествами.

Необходимость евгенического вмешательства в естественный ход событий обосновывалась вырождением человека в процессе цивилизационного развития. Возможность усовершенствования человека, как полагали, обеспечивается знанием механизма передачи признаков по наследству («видоспецифичного» для каждой исторической эпохи), а также введением государственного контроля за репродуктивным поведением граждан. Все евгенические проекты предполагают реформу государственного устройства.

Термин «Евгеника» введён в 1865 английским естествоиспытателем Ф. Гальтоном в докладе «Наследственный талант и характер». В 1869 вышла его книга «Наследственный гений, его законы и последствия», содержащая основные положения и принципы Е. Гальтон считается основателем «научной» вгеники - учения о наследственном здоровье, - целью которой является увеличение потомства генетически здоровых людей (позитивная евгеника) и/или подавление потомства генетически отягощенных (негативная вгеника).

Теоретическим основанием научной евгенике является учение Ч. Дарвина о роли естественного отбора в эволюции видов, согласно которому борьба за существование и неизбежная гибель наиболее слабых индивидов являются непременным условием поддержания высокого стандарта выживаемости.

Евгенисты подчёркивали, что человечество является единственным на земле видом, который уклоняется от «благодетельного» воздействия естественного отбора: благодаря развитию культуры и цивилизации (медицины, гигиены, социальных программ поддержки слабых) давление естественного отбора в человеческом обществе снизилось в 10 раз по сравнению с природной средой. В результате произошло вырождение человека, что выразилось в резком ослаблении его физической конституции (близорукость, низкая сопротивляемость простудным заболеваниям, туберкулез, сифилис и т.д.) и психической («волна слабоумия захлестнула Европу» - из обращения д-ра Беттерса к немецким врачам, 1924 г.), а также в падении нравственности (алкоголизм, тунеядство, преступность).

Творец теории вырождения, французский врач О. Морель считал, что люди, подорвавшие своё здоровье неправильным образом жизни, отравлением и т.п., дают потомство духовно неуравновешенное, истеричное; во втором поколении появляется умственная отсталость, эпилепсия, алкоголизм; в третьем - душевные болезни, самоубийства; в четвертом - идиотизм, уродства, бездетность, прямо ведущие к смерти рода. Смешение дефектов различной природы в едином понятии «вырождение» было некритично перенято евгенистами и послужило основой для выделения кандидатов на принудительную стерилизацию и эвтаназию.

Из факта (не доказанного) вырождения человечества евгенисты делали логический вывод о необходимости восполнить отсутствие естественного отбора в культурной среде введением искусственного отбора: то, что природа делает медленно, жестоко и слепо, человек должен делать быстро, гуманно и осмысленно (Ф. Гальтон).

Источником сведений о состоянии наследственного здоровья стали биометрические исследования, проводившиеся «Гальтоновской лабораторией» в Лондоне. Биометрия давала статистическое описание и прогнозирование распределения наследственных особенностей в череде поколений на основе изучения родословных выдающихся личностей. При этом качество потомства отождествлялось со «статистической определённостью». Биометрические исследования Гальтона и его коллег положили начало эмпирической генетике человека. В частности, Гальтоном был разработан «близнецовый метод», до сих пор являющийся основным источником сведений о наследовании таких сложных характеристик, как способности, склонности, темперамент и т.п. Гальтон применил статистический метод к анализу генетических зависимостей («гальтоновская кривая» описывает распределение наследственных характеристик в популяции).

[…] Евгеническое движение быстро охватило все «культурные» страны мира.

Центром дискуссий в евгенических обществах (членами которых были не только ученые) стали практические меры государственной евгенической политики. Среди них: евгеническое просвещение (введение специальных курсов в учебных заведениях, добрачные консультации); материальное поощрение ценных производителей (заработная плата устанавливается пропорционально количеству детей в семье); сегрегация малоценных производителей (принудительная изоляция от общества с раздельным содержанием полов); стерилизация нежелательных производителей (с точки зрения евгенистов - мера более гуманная, чем сегрегация); эвтаназия неполноценных.

Опыт развития евгенической доктрины показывает следующее:

а) экстраполяция положений эволюционного учения на человеческое общество была неправомерной; факт вырождения человечества нельзя считать доказанным;

б) генетика конца XIX - начала XX веков не располагала средствами управления наследственностью;

в) первый опыт практического осуществления государственной евгенической политики обернулся социальной катастрофой (Например, в нацисткой Германии – Прим. И.Л. Викентьева).

В настоящее время евгеническая проблематика вновь обретает популярность в связи с развитием геномных исследований…»

Хен Ю.В., Евгеника в Энциклопедии эпистемологии и философии науки, М., «Канон+»; «Реабилитация», 2009 г., с. 219-221.