Исследовательские темы
(от 25.06.2017)

Одна из целей создания портала Vikent.ru – проведение исследований механизмов творчества.

Ниже мы публикуем список возможных тем для Ваших исследований и будем постепенно его дополнять.

Творческая личность

2.1. Процитируем тезис: «На общем собрании РАН (1994) выступал Д. С. Лихачёв, которому присудили Большую золотую медаль им. Ломоносова. Говорил он, как всегда в последние годы, о культуре. В докладе прозвучали тезисы, для меня новые и, возможно, спорные. Многие (все?) великие произведения не были законченными («Евгений Онегин», «Братья Карамазовы», «Война и мир»). Великие произведения делались не в одном, уже устоявшемся стиле, а обычно включали в себя элементы двух стилей - старого и нового».

 

Золотов Ю.А., Делающие науку. Кто они? Из записных книжек, М., «КомКнига», 2006 г., с. 62.

 

Вопрос: Как можно иначе объяснить «эффект незаконченности»? Можно ли как-то управлять созданием выдающихся произведений?

 

 

2.2. В каких условиях – где и когда – невозможно творчество высокого уровня?

 

2.3. Каковы факторы, под действием которых творческая личность, оставаясь в расцвете сил, перестаёт творить?

2.4. Каковы механизмы деградации (увы, это часто бывает) творческого человека?

2.5. Задача Г.С. Альтшуллера: как изобразить в художественном произведении результативного (!) учёного будущего?..

2.6. «В книге писателя Снегова С.А., Люди как боги, СПб, 1992 г., с. 20, сформулировано следующее, в основе своей фило­софское положение: «Пока человечество в целом ниже того уровня, какой ему внутренне присущ. Мы пока не дораста­ем до себя - вот беда нашего времени!». Однако возникает вопрос: а не есть ли это «недорастание» вечной проблемой, которую человечество постоянно будет решать, но никогда окончательно не решит? В опыте мировой культуры нико­гда не наблюдалось полного совпадения внутренних потен­циальных возможностей и их реального воплощения. Куль­тура выживает и развивается тогда, когда есть избыточ­ность (резервность). Такова всеобщая закономерность». (Вопрос В.Ф. Овчинникова)

2.7. «Почему столь велико различие между частотой появ­ления потенциальных, развившихся и реализовавшихся гениев?» (Вопрос В.Ф. Овчинникова)

2.8. «Почему гениальный человек не может не творить? Многие из них признавались, что они умрут, если их ли­шить возможности заниматься избранным делом» (Вопрос В.Ф. Овчинникова)

2.9. «Совместимо ли гениальность и злодейство, под­лость?» (Вопрос В.Ф. Овчинникова)

2.10. «… чем можно объяснить тот исторический феномен, что в период сословного деления и раздробленности страны чаще появ­ляются гении и крупные таланты (так было в Германии, Италии, да и во многих других странах, включая Россию)?» (Вопрос В.Ф. Овчинникова)

2.11. «Почему в первую четверть XIX в. (Золотой век рус­ской культуры) из всех потенциальных талантов наиболь­шее развитие получил поэтический талант? (Символ его доминанты – А.С. Пушкин). Чем можно объяснить, что во второй половине XIX века наивысшее развитие получил талант классической отечественной литературы, поднявшись до всеобщей при­знанной гениальности? (символ его доминанты - Л.Н. Тол­стой)». (Вопрос В.Ф. Овчинникова)

2.12. Старость… «Возраст и творчество: что утрачивается и что приоб­ретается талантом во времени? Какие тут важны поворот­ные импульсы? Почему творческий человек в среднем жи­вёт дольше?» (Вопрос В.Ф. Овчинникова)

См. также: Выступление И.Л. Викентьева 22.09.2005 г. на «круглом столе» о Мастерстве и деградации бизнес-тренеров и консультантов

 

Все исследовательские темы

 

Контакты