Восстановление поврежденного текста, написанного П.И. Чайковским

П.И. Чайковский высоко ценил выразительные возможности виолончели.

В 1876 году он создаёт свои «Вариации на тему рококо».

«Впервые «Вариации» исполнялись в Москве 18 ноября 1877 году в симфоническом собрании Русского музыкального общества. Однако уже тогда звучала музыка, весьма далёкая от оригинального замысла.

Это случилось потому, что профессор Московской консерватории В. Ф. Фитценгаген, которому П. И. Чайковский посвятил «Вариации», отредактировал их по своему вкусу. Обошёлся он с рукописью очень вольно: уничтожил целые музыкальные фразы, вписав на их место свои, ноты оригинала заклеил сургучом, а поверх на узких полосках бумаги поместил  собственные. Правка коснулась не только виолончельной партии, но и произведения в целом: восьмую вариацию он изъял, а остальные переставил местами. В таком виде «Вариации на тему рококо» в 1878 году были изданы и исполнялись более шестидесяти лет.

В конце тридцатых годов обладателем автографа «Вариаций» стал профессор Московской консерватории В.Л. Кубацкий, который решил восстановить произведение в изначальном виде. Сделать это оказалось нелегко, потому что Фитценгаген имел сходную с великим композитором манеру нотного письма и употреблял аналогичные чернила. В.Л. Кубацкий осторожно отделял от бумаги сургуч и, используя в качестве «инструмента» музыкальное чутьё, старался проникнуть в замысел композитора и прочитать уничтоженные ноты. Когда же, наконец, он завершил свой большой труд, музыковеды усомнились в подлинности восстановленной рукописи.

На помощь В.Л. Кубацкому пришли криминалисты.

То, на что он потратил годы упорного, кропотливого труда, они проверили за несколько дней. При ультрафиолетовом и инфракрасном освещении они сделали с рукописи более трёхсот фотографических снимков, на которых отчётливо проступили нотные знаки, проставленные рукой композитора.

Результаты восстановительной работы, проведенной В.Л. Кубацким, получили научное подтверждение, и «Вариации на тему рококо» прозвучали в Концертном зале имени П.И. Чайковского в своём первозданном виде».

Бернацкий А.С., Тайные страсти великих, М., «Аст»; «Зебра Е», 2008 г., с. 213-214.