Создание нового направления в искусстве по Франсу Йоханссону

«Представьте, что вы рок-музыкант, на дворе стоит 1973 год (год, когда Олдфилд выпустил альбом «Tubular Bells»), и вы стремитесь открыть новое направление в музыке. Один из подходов - выделить компоненты, составляющие рок-песню, и посмотреть, как можно объединить их  по-другому. Несмотря на существование множества вариаций и концепций, давайте немного упростим задачу в учебных целях и рассмотрим три главные группы концепций, которые определяют рок-музыку: инструменты, структуру и вокал.

Инструменты. На заре своего существования рок был достаточно жёсткой музыкальной формой в том, что касается использования инструментов. Как правило, в группу входили гитара, бас-гитара и барабаны, значительно реже - фортепиано и саксофон. В целом типичная рок-группа была довольно простой, поэтому давайте предположим, что обычно рок-композитор использовал  комбинации четырёх музыкальных инструментов.

Структура. Структура рок-музыки также была ограничена использованием всего нескольких аккордов. Кроме того, практически каждая песня состояла из двух-трёх куплетов и припева. Давайте предположим, что рок-музыкант мог выбирать из 12 различных структур.

Вокал. В отличие от предыдущих двух категорий, в плане вокала в рок-музыке применялся широкий диапазон голосовых возможностей. Голос мог быть резким, приглушённым, дребезжащим, сильным, слабым, мягким, душевным и т.д. Людям, умевшим петь, даже не нужно было считаться рок-музыкантами. Боб Дилан, например, понятия не имел о роке, что не помешало ему стать одним из самых великих артистов этого жанра. Давайте предположим, что рок-музыкант мог работать с 50 голосовыми концепциями.

Сколько комбинаций, таким образом, мог получить обычный рок-музыкант на основе этих вариаций? Сколько раз мог он объединить различные инструменты с различными структурами и различными голосами и не повториться? Путем простой операции умножения мы получаем 4 х 12 х 50 = 2400 комбинаций. Музыканту не обязательно перепробовать все доступные комбинации (хотя это хорошая идея, если вы отправляетесь на охоту за пересечением), но они неизменно присутствуют на подсознательном уровне как часть процесса создания музыки.

Давайте теперь обратимся к классическим композиторам. Им доступны совершенно иные концепции.

Инструменты. У классических композиторов огромный выбор инструментов. В состав симфонического оркестра могут входить скрипки, трубы, флейты, арфы, гонги, барабаны и многие другие инструменты. Давайте предположим, что классический композитор может выбирать из 30 инструментов.

Структура. Классические композиторы позволяют себе значительно больше варьировать структуру, чем рок-музыканты. Классическая музыка более изменчива и не основывается на неких повторяющихся моделях. Музыкальные произведения могут быть разные по продолжительности (некоторые длятся даже более 30 минут). Давайте предположим, что классический композитор может выбирать из 40 структур.

Вокал. Классическая музыка использует очень мало вокальных концепций. В симфонии их просто нет, а в других произведениях они принимают форму хорового пения. Поэтому давайте предположим, что у классического композитора есть два варианта.

Подсчитав возможные комбинации, как и в предыдущем случае, мы увидим, что классический композитор при создании новой музыки может выбирать из 30 х 40 х 2 = 2400 комбинаций. Разумеется, как и в классической, так и в рок-музыке возможных комбинаций существенно больше, однако в целом наши рассуждения верны.

Теперь мы приближаемся к главному. Если человек знает о классической музыке и роке, но рассматривает их как отдельные области, он может выбирать из 2400 комбинаций при создании музыкального произведения в том или ином жанре. Но что происходит, если ему удалось сломать ассоциативные барьеры между двумя этими областями? Что происходит, если человек ступает на пересечение двух областей, как это сделал Майк Олдфилд со своим альбомом «Tubular Bells»? Вы видите, что количество возможных комбинаций концепций стремительно увеличивается. Имеет место тот самый экспоненциальный рост […] У вас уже есть 2400 х 2400 возможных комбинаций, это почти шесть миллионов - 5 760 000, если быть точным, новых идей. Число кажется огромным только потому, что оно таковым и является. В этом сила пересечения. Это сердце эффекта Медичи.  Если вы разрушите собственные ассоциативные барьеры и ступите на пересечение, у вас появится столько возможных комбинаций идей, сколько вам никогда не найти в одной сфере.

Это объясняет, почему неоднородные команды часто более креативны, чем однородные. Это объясняет, почему диверсификация профессий помогает нам генерировать новые идеи. Пересечение областей не только обеспечивает прекрасную среду для «встречи» различных идей, но и дарит вам великое множество самых невероятных комбинаций».

Франс Йоханссон,  Эффект Медичи: возникновение инноваций на стыке идей, концепций и культур, М., «Вильямс», 2008 г., с. 93-95.


Морфологический анализ и новые идеи