Стратегический разрыв в бизнес-процессах и инновации по Питеру Друкеру

Внимательный анализ несогласованности этапов бизнес-процесса может подсказать новые направления развития.

ПРИМЕР. «В начале 1950-х годов считалось, что океанские грузовые суда доживают свой век. Согласно прогнозам, разделяемым многими, морские перевозки должны были уступить место воздушным, за исключением разве что перевозки крупногабаритных грузов. Стоимость морской транспортировки неуклонно росла, на доставку грузов морем из-за перегрузки портов уходило все больше времени. Увеличилось количество краж в портах, поскольку все больше товаров складировалось в ожидании погрузки, а суда ждали своей очереди для швартовки у причала. Главной причиной создавшегося положения было то, что индустрия морских перевозок долгое время двигалась в неверном направлении. Делались попытки проектировать и строить более быстроходные суда с меньшим расходом топлива и меньшим экипажем. Все усилия были сосредоточены на экономических показателях судна в море в период перехода от одного порта к другому. Однако судно - это капитальное оборудование; а самые большие расходы на капитальное оборудование имеют место тогда, когда оно простаивает. Конечно, всем в  отрасли было хорошо известно, что самая большая статья расходов на судно - выплата процентных ставок по кредитам. Несмотря на это, отрасль продолжала фокусировать все свои усилия на снижении тех расходов, которые и без того уже были достаточно низкими, - на расходах на пребывание судна в море.

Решение было простым: отделить погрузку от обработки груза. Обработку можно было осуществлять на суше, где для этого имеется много места и где ею можно заниматься до того, как судно зайдет в порт. И когда оно прибывает в порт, всё, что нужно сделать, - это разгрузить и загрузить уже обработанный груз. Другими словами, нужно сосредоточить усилия на снижении расходов из-за простоя оборудования, а не расходов на его работу. Решением было судно типа «ро-ро», а также контейнеровоз.  […]

В идее перемещения кузова грузовика с колёс на палубу грузового судна с технологической точки зрения не было ничего нового. Это «новшество» - контейнер - вообще не имело никакого отношения к технологии, речь шла о новом восприятии «грузового судна» как механизма обработки грузов, а не просто как «плавсредства», и на деле означало, что главным становилось сокращение времени на стоянку в порту. Однако это, казалось бы, простейшее новшество почти вчетверо увеличило производительность океанского грузового судна и, пожалуй, сделало доставку грузов дешевле. Без этого стремительный рост объёмов международной торговли за последние сорок лет (самый стремительный рост, когда-либо зафиксированный в какой-либо сфере экономической деятельности)  был бы просто невозможен».

Питер Друкер, Бизнес и инновации, М., «Вильямс», 2007 г., с.103 и 56.