Лестница существ по Шарлю Бонне

Шарль Бонне опубликовал Трактат о насекомых / Traité d'insectologie, где в предисловии, развивая идеи Аристотеля о ступенях иерархии объектов природы, привёл шкалу живых существ.

Позже он вернулся к этой шкале в работах 1764 года, указав, что существа образуют последовательную лестницу, идущую снизу вверх без какого-либо разрыва: вещества, минералы, растения, животные. На верху шкалы он разместил человека, а ещё выше – ангелов и архангелов.

«Как великолепен Иерусалим небесный, где ангел является наименее интеллигентным существом!» - писал Ш. Бонне о последних...

 

«В XVIII веке большим успехом пользовалась система Шарля Боннэ - так называемая лестница Боннэ, на нижних ступенях которой находились камни, дальше шли кораллы, затем растения, животные, человек, ангелы и архангелы. Идея прямолинейного прогресса - от булыжника к архангелу - привлекала многих.

Вряд ли, однако, стоит придавать лестнице Боннэ эволюционный смысл. Скорее она напоминает феодальный табель о рангах с верховным сюзереном на вершине.

Король мог пожаловать дворянство или повысить дворянина в титуле - как и господь Бог, который, сотворив Адама из глины, одним скачком поднял его с самых нижних ступеней лестницы к высшим. Да так ли новы эти построения? Низами ас-Самарканди - ученик Омара Хайяма помещал между минералами и растениями кораллы, а между растениями и животными - финиковую пальму (единственное растение, о котором знали тогда, что оно размножается половым путём).

Расстояние от Низами до Боннэ - шесть веков, однако заметного прогресса явно не наблюдается. К тому же невозможно в одну шеренгу, в одномерную последовательность уложить всё многообразие форм живой природы. Это понимал и Ламарк, признававший несколько линий прогрессивного развития.

Он же знал, что эволюционная теория не может пройти мимо явления прогрессивной эволюции. Прогресс должен быть так же объяснён, как и целесообразность, - и основатель одной из первых эволюционных гипотез считал, что смог его объяснить своим законом градаций (от латинского градус - ступень)».

Медников Б.М., Дарвинизм в XX веке, М., «Советская Россия», 1975 г., с. 130-131.