Экзистенциальный вакуум по Виктору Франклу

Этот термин ввёл Виктор Франкл.

«Поговорив о том, что такое смысл, обратимся теперь к людям, которые страдают от чувства бессмысленности и опустошённости. Все больше пациентов жалуется на то, что они называют «внутренней пустотой», вот почему я назвал это состояние «экзистенциальным, вакуумом». В противоположность предельным переживаниям, так хорошо описанным Маслоу, экзистенциальный вакуум можно считать «переживанием бездны».

Этиология экзистенциального вакуума представляется мне вытекающей из следующих фактов.

Во-первых, человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать.

Во-вторых, в противоположность прошлым временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать. И часто он не знает даже, что он, по существу, хочет  делать. Вместо этого он хочет делать то, что делают другие, или делает то, чего хотят от него другие.

Он, так сказать, вносит свою лепту в конформизм и тоталитаризм; первый более характерен для Запада, второй - для Востока.

Экзистенциальный вакуум - это феномен, который одновременно усиливается и распространяется».

Виктор Франкл, Человек в поисках смысла, М., «Прогресс», 1990 г., с. 308.

 

ПРИМЕР. «Франкл считает, что около 80% алкоголиков и 100% наркоманов - люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, т.е. испытывающие экзистенциальный вакуум - внутреннюю пустоту, бессмысленность существования. И действительно, бесполезно лечить алкоголика, если после выхода из клиники он не будет знать, ради чего он не станет больше пить, будет терпеть тяжелейшую перестройку не только организма, но и всего привычного образа жизни, проведения досуга, заполнявшего хоть как-то бессмысленность его жизни. […]

Ноогенный невроз - это невроз мучительного поиска своего жизненного смысла в экзистенциальном вакууме. Это может быть связано с разрушением ценностей и традиции (революция, дискредитация религии, «перестройка», словом, древнекитайское проклятие: «Чтоб тебе жить во времена перемен!»). Для человека, в отличие от животных, традиции и моральные ценности очень важны, и их разрушение и дискредитация приводит к потере высокого смысла жизни и к редукционизму (сужению интересов и дел до мелких, эгоистично-обывательских)».  

Романин А.Н., Гуманистическая психология и психотерапия, М., «Кнорус», 2005 г., с. 175.

 

Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме».