Система домашнего воспитания Джеймса Милля

В 1806 году в семье Джеймса Милля рождается сын Джон, которого отец начинает воспитывать по собственной системе, дабы «сделать из индивида инструмент для добывания счастья для себя и себе подобных».

«Джемс Милль вполне мог бы подписаться под заявлением Д. Локка о том, что ум ребёнка при рождении представляет собой чистый лист бумаги, на котором жизненный опыт запечатлевает свои письмена. Когда у него родился сын Джон, Милль поклялся, что сам решит, какие именно впечатления наполнят ум ребёнка.

В итоге он создал одну из самых суровых систем домашнего воспитания. Каждый день в 5 часов утра он лично занимался с сыном греческим, латынью, алгеброй, геометрией, логикой, историей и политической экономией, донимая юного Джона вопросами до тех пор, пока тот не давал на всё верные ответы.

В возрасте трёх лет Джон уже читал Платона в оригинале, в 11 он написал свою первую научную работу, а в 12  - уже завершил стандартный университетский курс.

В 18 лет он называл сам себя «логической машиной» а в 21 - испытал тяжелейший депрессивный срыв. Он так описывает своё состояние в то время: «Я постоянно находился  в унылом состоянии духа… Мне казалось, что жить совершенно незачем». Для того чтобы справиться с недугом и восстановить чувство собственной значимости, ему потребовалось несколько лет».

Д. Шульц, С. Шульц, История современной психологии, СПб, «Евразия», 1998 г., с. 63.

 

Воспитание сына – не единственный случай в жизни Джеймса Милля:

 

«В начале века в Лондоне появился молодой шотландец Джемс Милль, острый публицист и писатель по социально-экономическим вопросам. Рикардо познакомился с ним, знакомство вскоре перешло в тесную дружбу, которая связывала их до смерти Рикардо. В первые годы Милль играл роль наставника.

Он ввёл Рикардо в круг учёных и писателей, подтолкнул его к публикации первых сочинений. Позже роли в известном смысле переменились. После выхода главных трудов Рикардо Милль объявил себя его учеником и последователем.

Правда, в своих работах он развивал не сильнейшие стороны учения Рикардо и защищал его от критиков отнюдь не лучшим образом. Тем не менее Милля нельзя не помянуть здесь добрым словом: искренний поклонник таланта Рикардо, он постоянно наседал на него, требуя писать, переделывать, публиковать. Иной раз Милль брал на себя слегка комическую роль, задавая Рикардо «уроки» и требуя отчётов. В октябре 1815 г. он пишет Рикардо: «Я надеюсь, вы в настоящее время уже в состоянии что-то сообщить мне о том, насколько вы продвинулись в вашей книге. Я считаю теперь, что эта работа - ваш определенный обет».

Аникин А.В., Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса, М., «Политиздат», 1979 г., с. 209-210.