Теория бесконфликтности

«Теоретической основой бесконфликтности в литературе и искусстве явилась неверная мысль о беспротиворечивом развитии социализма. […]

В журнале «Под знаменем марксизма» была проведена дискуссия, в ходе которой высказывались мысли об отсутствии не только антагонистических но и неантагонистических противоречий при социализме (см. 1940 г., № 8, с. 50-51) и о том, что при социализме даже самая возможность противоречий и конфликтов исключена (см. там же, с. 54-56).

В соответствии со своими взглядами сторонники Теории бесконфликтности  в литературе превозносили такие произведения, в которых советская действительность, трудная, полная героизма борьба народа за социализм и коммунизм, изображалась поверхностно, в «облегчённом виде», как  праздничное шествие «от победы к победе»...

Так, были расхвалены и выставлены как образец книги С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды» и «Свет над землей», кинофильм И.А. Пырьева «Кубанские казаки», пьеса А.В. Софронова «Московский характер» и др.

Между тем в этих произведениях. давалось приукрашенное изображение советской действительности, смазывались трудности борьбы за новое и передовое в промышленности, затушевывалось тяжёлое положение в сельском хозяйстве, вызванное последствиями прошедшей войны и усугубленное серьезными ошибками в руководстве  сельским хозяйством, впоследствии вскрытыми Сентябрьским пленумом ЦК КПСС (1953 год).

Один из сторонников Теория бесконфликтности  И. Рябов писал: «... Мы не видим ничего порочного в том, что главному герою повести «Кавалер Золотой Звезды» всё идет навстречу - и обстоятельства и люди, вплоть до тех, которые встречают героя повести в кабинетах» (журнал «Октябрь», 1948 г., № 4, с. 188).

В статье «Будни или праздники?» в журнале «Звезда» (1954 г., № 10, с. 184) А. Эльяшевич утверждал: «Нам нужна праздничная литература, не литература о «праздниках», а именно праздничная литература, подымающая человека над мелочами и случайностями...». […]

Уже в 30-е годы раздавались трезвые голоса писателей, выступавших против насаждения принципов бесконфликтности.

Так, А.С. Макаренко писал в статье «Против шаблона» (1938): «Идеологическим источником стандартизации наших литературных героев является упрощённое представление о нашем советском человеке... критики его упростили до последней степени, его раздели донага, его снабдили стандартными добродетелями, от которых за сто километров несёт христианством. Его научили кротко умирать от чахотки, его научили произносить непогрешимо-прописные речи, в которых, конечно, не бывает ни одного грамма риска. Этого самого нашего героя освободили от всех конфликтов и радуются: какое счастливое бесконфликтное существо! Наш герой давно отвык раздумывать, мучительно решать, страдать от неудобства... Это какое-то облегчённое существо, у которого всё решено, всё известно и которому неизвестен только грех... Наша литература не должна бояться конфликтных положений. Секрет и прелесть нашей жизни не в отсутствии конфликта, а в нашей готовности и в умении их разрешать» (Сочинения, Том. 6, 1958 г., с. 418-19 и 420)».

Краткая Литературная Энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков, Том 1, М., «Советская энциклопедия», 1962 г., с. 578-579.