Супермузей Адольфа Гитлера

В 1791 году во Франции был основан первый публичный музей в Лувре, куда французы собирали коллекции, конфискованные у врагов народа: французского короля, аристократов и церкви. А когда революционная Франция вторглась в феодальную Европу, Конвент предписал: Посылать знающих граждан с секретными инструкциями разыскивать и реквизировать произведения искусства в странах, захваченных нами...


Адольф Гитлер мечтал создать свой супермузей в городке Линц, где прошло его детство.

Всего для музея в Линце было отобрано более 30 000 произведений, но Вторая мировая война остановила строительство...

Музей фюрера - первая ступень триады, проект, известный также под кодовым названием Секретная миссия Линц.

Согласно этому замыслу, сравнительно небольшому городу, где протекали детство и юность вождя, выпадает великая историческая миссия - обрести статус всемирной культурной столицы.

Культуроформирующей основой, вокруг которой должна концентрироваться жизнь этой предполагаемой новой столицы - воплощения мировой гармонии духа - должен был стать грандиозный музейный комплекс, увенчанный картинной галереей.

Ответственность за разработку и реализацию архитектурной части проекта возлагается на любимца Гитлера - архитектора и по совместительству министра вооружений Альберта Шпеера, автора, успевшего воплотить величие имперских устремлений вождя в помпезных сооружениях рейхсканцелярии и стадиона для партийных съездов в Нюрнберге.

В качестве основы для разработки проекта будущего Города солнца -города, вокруг которого, подобно планетам вокруг центрального светила, будут вращаться другие центры культуры, - фюрер предлагает собственноручно сделанные эскизы.

По мере того как архитектурный облик будущих строений комплекса обретает определённые очертания на листах ватмана, предпринимаются лихорадочные усилия по приобретению достойных его величия экспонатов.

Здесь важен эксперт, на вкус и профессиональную оценку которого может положиться заказчик. Выбор падает на Ганса Поссе - превосходного знатока искусства и блестящего администратора - самого молодого директора Дрезденской галереи за всю её историю. Однако известно, что он не очень благоволит режиму наци, за что был уволен со своей должности местным гауляйтером и ждал ареста. Но чем не поступишься ради великого замысла - фюреру нужен именно этот человек.

Разумеется, он готов ему простить допущенные прегрешения и даже вступить в диалог с этим несмышлёнышем, не понимающим величия исторической миссии, возложенной лично на него - фюрера и на германский народ. Подобно гётевскому Мефистофелю, Гитлер искушает новоявленного влюблённого в искусство наивного Фауста-Поссе тем, что позволяет ему воплотить в жизнь его тайную мечту - создать лучший музей в мире.

А кто из музейщиков-профессионалов устоит перед подобным соблазном?

А где и каким способом будут приобретаться подходящие экспонаты - не суть важно.

Под руководством Поссе сотни антикваров и секретных агентов рыскают по всей Европе в поисках достойных экспонатов, становятся соучастниками крупнейших ограблений века. За три года удалось собрать уникальную коллекцию. Следует лишь напомнить - большую часть награбленного для будущего супермузея составляли произведения, конфискованные у тех, кто не был достоин, по мнению фюрера, быть их обладателями - у врагов нации и неполноценных народов.

Особое предпочтение при формировании собрания супермузея отдаётся искусству Северного Возрождения, поскольку идеологическая подоплека создаваемой коллекции - демонстрация решающего влияния арийского духа на становление мировой культуры.

В этой связи почётное место отводится Гентскому алтарю Ван Эйков. Из старых немецких мастеров выделялись работы Дюрера, Гольбейна, Кранаха. Разумеется, поскольку экспонаты музея претендовали на репрезентативность мировой культуры, здесь нашлось место и для шедевров Рембрандта, и для представителей французской школы живописи и, конечно, для итальянцев, прежде всего для Микеланджело. Среди награбленных полотен особые эмоции у главного заказчика вызывает общение с Портретом Титуса Рембрандта, проданного в своё время по разрешению советского правительства из собрания Эрмитажа. Подолгу взор его задерживается у полотна Питера Брегеля Сенокос, конфискованного в оккупированной Чехословакии. Особое чувство интимной близости, как свидетельствуют очевидцы, испытывает он, созерцая Леду и лебедя. Эротический подтекст этой картины, особенно ярко разрабатываемый мастерами Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело и Корреджо, позволяет некоторым психоаналитикам делать далеко идущие выводы относительно характера и различных интимных предпочтений вождя нацизма.

Оставим на долю специалистов попытку искать ключик к разгадке природы монстра в изящно извивающейся шее белого лебедя вокруг пышной плоти обнажённой Леды, буквально застывшей в предвкушении оргазма. Мысленно продолжим путешествие по залам так и не состоявшегося супермузея и обратим, кстати, внимание - никаких намёков среди представленных экспонатов на ужасы и насилия - никаких картин, например, Иеронима Босха, художника, которого сюрреалисты нарекли почётным профессором кошмаров, ни Гойи с его офортом кошмаров Сон разума рождает чудовищ и других картин из серии Ужасы войны.

Общий тонус музея выражает - главный инициатор и ценитель шедевров предполагаемого супермузея погружён в мир высокой гармонии.

И тут же мы себя вопрошаем: каким образом демонстрируемая склонность к высокому искусству связана с пробуждением комплекса разрушителя?

В силу каких особенностей окружающие экспонаты, несущие послание красоты, высокой гармонии духа, питают у их поклонника маниакальную жажду истреблять: Я имею право устранять миллионы низших рас, которые размножаются как черви (Из выступления А. Гитлера в канун начала Второй мировой войны). […]


Разработка другого архитектурного проекта Зала народов (нем. - Volksahlle) разрешающая фаза мировой драмы. Он же - Зал славы. Он же - Великий зал, замышленный в качестве культового центра победившего народа. Возведение его планировалось на послевоенное время в преображённой столице Великой Германии, на одном из изгибов Шпрее (Spree) - финальный аккорд в тожества победы арийского духа.

Первые наброски этого сооружения принадлежат фюреру и были замышлены им ещё задолго до обретения статуса главного архитектора Третьего рейха. Для реализации проекта приглашается всё тот выразитель в камне духа имперской устремлённости Германии Альберт Шпеер. На сей раз перед ним ставится амбициозная задача - вписать предполагаемое сооружение в более широкий контекст модернизации - перестройки Берлина в соответствии с предполагаемым новым статусом - мировой столицы. Мегазамыслу фюрера, естественно, должен соответствовать очередной мегапроект.

В качестве образца для подражания берётся римский Пантеон, который Гитлер приватно посещает в мае 1938 года. При этом речь идёт не просто о подражании, не о буквальном повторении символа, давно канувшей в Лету эпохе, но о воссоздании его новом качестве, на новом историческом витке. Зал, рассчитанный на вместимость от 150 тысяч до 180 тысяч поклонников нового культа величия, предполагалось увенчать куполом, который 17-кратно превышал бы купол Собора Святого Петра (напомним - вместимость Собора Святого Петра, самого крупного культового сооружения в христианском мире, приближается к 60 тысячам посетителей).

Материал, из которого предполагалось его возвести, - гранит и мрамор, - по мнению фюрера, должен был гарантировать существование воздвигаемого монумента славы на протяжении 10.000 лет - десяток миллениумов. Венчать грандиозный купол сооружения должен был германский орёл, держащий в когтях земной шар.

Полищук М.Л., Великое вопрошание. Философия на весах истории: эссе, М., Канон+; Реабилитация, 2012 г., с. 124-128.