Эволюция речи / языков в интерпретации Фридхарда Кликса

Обобщая данные различных исследователей, Фридхард Кликс описывает эволюцию первобытной речи / языков:


1. Звуковые выражения частично включены в жестикуляцию и мимику. Они зависят во времени от указаний и демонстрирующих пояснений, что доказывает недостаточную дифференцированность этих выражений для передачи всей имевшейся в виду информации.

2. В фонетике господствуют щёлкающие звуки, хрипящие, укороченные гласные, а имеющие смыслоразличительное значение фонематические участки чередуются с чисто тональными вставками.

3. Одним из характерных приемов образования слов является редупликация (повторение). Так, нгум-нгумна языке пигмеев означает грохотать. Бушмены говорят о лице или о человеке ту, о нескольких - ту-ту, а о большой толпе - ту-ту-ту.

4. Количество слов для обозначения численных величин крайне невелико.

5. Звуковые образования тесно связаны с ситуацией, эмоциями и наглядными особенностями описываемого сценария. В языке эве предложение Я приношу моему отцу суп, а потом хлеб в буквальном переводе выглядит примерно так: Я беру суп - беру, иду, прихожу - отец мой - перед лицом - даю ему - прихожу, беру хлеб - беру, иду, рядом суп - отец мой - перед лицом - даю ему. Обращает внимание тот факт, что по своей структуре это высказывание строится как хронологически точная последовательность сцен, какими они предстают с точки зрения действующего лица. Слова сопровождают развёртывание конкретных этапов действия, синтаксические средства организации высказывания ещё так слабы, что не позволяют выходить за рамки реального масштаба времени. Короче, речевые конструкты ещё не имеют иерархического строения.

6. Одним из признаков примитивного языка является относительная многозначность. На языке бушменов г'онс означает солнце, жара, жажда или все это вместе (обращает внимание включенность значения сдова в определённую ситуацию); нени означает глаз, видеть, здесь.

7. Одно и то же слово часто выполняет несколько различных функций. Например, у бушменов на означает давать. Одновременно н'а является частицей, указывающей на дательный падеж. В языке эве дательный падеж также строится с помощью глагола на (давать).

8. Мало слов, обозначающих родовые понятия. У бушменов есть много слов для называния различных плодов, но нет слова для соответствующего общего понятия.

9. Слова насыщены наглядными аналогиями. По-бушменски выражениек'а-ма - это палец, но при буквальном переводе оно означает голова руки. Голод переводится как живот убивает человека; слон - зверь ломает деревья и т. д. Сценический элемент включён здесь в само название объекта или состояния.

Имеются и другие особенности ранних этапов развития устной речи, но перечисленные представляются нам наиболее существенными.

Какие же признаки характеризуют основные тенденции развития языка к более совершенным формам?

Прежде всего происходит замена грубых, трудно различимых звуковых комплексов более дробными единицами с чёткими дискретными смыслоразличительными признаками. Такими единицами являются наши фонемы. Благодаря обеспечению лучшего распознавания речевых сообщений резко снижаются энергетические затраты участников процесса речевой коммуникации.

Глобальная, весьма неточная символизация уступает место более дифференцированным структурам, которым соответствуют также более развитые когнитивные структуры памяти. Исчезает и повышенная эмоциональная экспрессивность, заменяясь относительно нейтральной формой выражения. Наконец, значительное развитие претерпевает синтаксическая сторона речи.

Если принять эти признаки в качестве общих характеристик эволюции речи, то достаточно отчётливо выступает принцип расщепления звукового комплекса на возможно более мелкие, но хорошо различимые единицы (о последнем заботятся процессы обратной связи) и образования из этих фонематических единиц все новых комбинаций звуков. Эти сочетания лежат в основе появления собственно слов устной речи.

С этим связан другой исключительно важный процесс: отделение устной речи от системы аффективно-эмоциональной оценки успешности практических действий.

Происходит замена непосредственной, прямой сигнализации о внутренних состояниях опосредствованным символическим наименованием.

Это процесс подстановки символических знаковых форм на место прямой сигнализации о внутренних состояниях - восприятии, представлениях, понятиях, оценках или схемах действия.

Постепенно разрыв между речью и действием становится всё больше, что находит своё отражение в возникновении собственных закономерностей oпeрирования словесными знаками.

Эти изменения внешней стороны речи стимулируются усложнением и совершенствованием понятийных структур долговременной памяти. Вместе с тем вариативность звуковых образований открывает возможности для передачи более богатых семантическими нюансами сообщений. Так возникает взаимозависимость двух сторон речи: когнитивной компетентности, с одной стороны, и способности к голосовой модуляции звуков - с другой.

Фридхард Кликс, Пробуждающееся мышление, М., Прогресс, 1983 г., с. 108-109.