Ремесленная / корпоративная дисциплина по К.С. Станиславскому

«Ремесленная дисциплина.

Коллективное творчество требует точности.

Опаздывания, незнание ролей, лень, невнимательное приготовление дома к репетиции.

Записывание замечаний, строгость репетиций.

Режиссёр - сознательный капитан; подчинение власти режиссёра - поддержание его авторитета, подчинение сценическому порядку (в противном случае - опасность для жизни). Всякие этические проступки.

Пьянство, грубость, неподчинение, разговоры и ходьба на репетиции, шуточки (Садовский), остроты, копировка, флирт, интриги, зависть, задерживание антракта, дутый успех, реклама, заигрывание с публикой, лишняя болтливость, амикошонство (примеры Кронека), шутки на сцене, шум за сценой. Рассеивание актёра перед выходом.

Запрещение всяких разговоров на сцене, ходьбы и стука каблуков по полу. Беречь костюмы, парики, бутафорию. Сдавать их в указанное место. Засиживание после спектакля, клуб из закулисья. Таскание знакомых за кулисы. Похабные анекдоты.

Ремесленная дисциплина требует двух отношений: за кулисами - товарищеского, а перейдя порог сцены - того самого отношения, которое существует между прокурором и защитником или между епископом и дьяконом, между директором банка и его подчинёнными (хотя все эти люди - друзья между собой).

Актёр русский избрал для себя несколько отговорок: русская свобода (а не немецкая педантичность), русское вдохновение (а не иностранная выучка). И с помощью этих отговорок он распускается до того, что является пьяным перед публикой. А что если пьяный дьячок будет петь на клиросе, или пьяный дьякон опрокинет причастие, или пьяный прокурор упадёт на кафедре, или пьяный профессор?

Почему же пьяный актёр может падать на сцене и это приписывается его свободе и гению? Сколько Мочалов наделал зла, Кин - тоже. Но это вопрос: был ли Мочалов таким, как пишут. Выходил ли он пьяный на сцену во время железной дисциплины? Несомненно другое, что Сальвини, Росси, Дузе и другие авторитеты - страшные враги распущенности и приписывают её не гению, а бездарности.

Разница между русским и иностранным актёром. Кроме милых афоризмов о русской свободе и гении, эти распущенные люди имеют такой приём. Когда нужно - сноситься на авторитет Сальвини, а когда невыгодно - говорить, что они [не] иностранцы, и сноситься на русскую свободу. Пора бросить эту детскую шутку. Все отлично знают теперь, что такое варварские отговорки распущенности и что такое - требования искусства. Между педантизмом немца и русской распущенностью есть середина.

Шекспир писал по заказу - это не портило его гения, а актёр создан для того, чтоб играть всегда не только на заказанную тему, но и в заказанное время. Ему по роду его ремесла более, чем кому другому необходима ремесленная и художественная дисциплина. Всякая отговорка ведёт к тому, что актёр плохо выполняет своё дело.

Чехов, Толстой говорят: надо каждый день работать; пианист и скрипач каждый день в определённое время делают сольфеджио. Почему же актёр может играть только тогда, когда ему хочется? Надо выработать: за кулисами - одно настроение, перейдя порог - другое.

Опаздывать к началу сезона - некорпоративно. Разрушает планы, энергию.

Художественная дисциплина. Небрежничание в костюмировке, гримировке.

Актёрский шик - кое-как и быстро гримироваться (Калужский). Своевольное изменение костюма, добавление к нему, подшивание и подкалывание костюма по своему дамскому вкусу в ущерб общему стилю. Игра спустя рукава от отсутствия якобы вдохновения».

Станиславский К.С., Записные книжки, М., «Вагриус», 2001 г., с. 144-147.