«Универсальная» схема решения по Дъёрдю Пойя

В 1945 году была выпущено первое издание книги: How to Solve It.

«Универсальная» схема Дъёрдя Пойя сводится к следующей системе положений:


1) Чёткое оформление проблемной ситуации, как установление достоверных взаимосвязей и причинно-следственных зависимостей в системе известного интерпретирующего проблемный вопрос знания. «Представьте себе задачу как целое, как можно яснее и нагляднее, - советует Пойа. - Пока не вдавайтесь в детали». И, только уже поняв основной смысл, необходимо «... усмотреть, как связаны друг с другом различные элементы задачи, как неизвестное связано с данными. Это необходимо, чтобы получить представление о решении, составить план».

2)Детализация проблемы, в соответствии с пятью «лучшими друзьями», по определению Пойя:«Ваши лучшие пять друзей: Что, Почему, Где, Когда и Как. Если вам нужен совет, обратитесь к Что, обратитесь к Почему. Обратитесь к Где, Когда и Как - и больше ни к кому не обращайтесь». Взаимосвязь этих вопросов, по мнению Пойя, обычно определяет и взаимосвязь элементов в процессе сопоставления деталей проблемы, рассматриваемых в их различных комбинациях.

Считая детализацию важным узловым моментом: «оформления проблемной ситуации, Пойя, однако, справедливо не абсолютизирует её роль в творческом поиске, признавая за ней лишь факт продуктивного существования в определённых пределах, не учтя которые учёный может запутаться в частностях (деталях). Именно отсюда и настоятельная рекомендация Пойа предварять детализацию проблемы восприятием её в целом, ибо понимание проблемы в целом как нельзя лучше помогает выделить её наиболее существенные стороны, т.е. до возможного предела понять сложившуюся проблемную ситуацию, а при условии правильного применения фантазии, воображения, даже представить себе в некоторых чертах искомый результат.

Пойя понимал, что многие скептически отнесутся к необходимости постоянного повторения элементарных вопросов, поскольку это, подчас, отвлекает от сложных логических построений. И Пойя не согласен с этим скепсисом. По его мнению, наоборот, частое повторение подобных вопросов активизирует творческий процесс, помогает сосредоточению внимания на системе связей известного и неизвестного, определяющей черты сходства, аналогии и тождества в объектах. Кроме того, эти вопросы интенсифицируют творческий процесс уже и потому, что объект, на который они направлены, всегда получает возможность «вызывать в нашей памяти все, что было связано с ним раньше».

3) Использование действий по выявлению сходства, проведению аналогий и установлению тождества между объектами и идеями, образующих важнейший механизм творчества. Особое внимание Пойя уделяет аналогии, как решающему фактору поиска новизны, поскольку сходство, по его мнению, лишь элементарный стимул привлечения внимания к объектам, а тождество - практическая символизация найденного решения. Поиск аналогии же, таким образом, выступает для него некоторым средним звеном процесса поиска новизны, через которое осуществляется переход мысли от сходства к тождеству. Именно «оно приводит нас к более или менее правдоподобным предположениям, которые могут подтвердиться или не подтвердиться опытом или более строгими рассуждениями». Пойя признаёт вероятностный характер получаемого с помощью аналогии решения, поэтому настоятельно рекомендует каждый раз добиваться математической точности вывода по аналогии. По его мнению, это может быть постигнуто в тех случаях, когда отношения между объектами либо подчиняются одним и тем же закономерностям, либо изоморфны в структурно-содержательном отношении.

4) Переформулировка проблемы (условий задачи) в тех случаях, когда достижение цели оказывается невозможным, по крайней мере, в данный момент. В подобных ситуациях, по мнению Пойя, можно вообще «упустить» проблему за пределы внимания и зря потратить время на поиск решения.

Пойя предлагает два выхода из этого положения: «Либо поставить себе новый вопрос, связанный с задачей», либо «на некоторое время оставить задачу в покое» в соответствии со старой поговоркой - «Утро вечера мудренее». Даже если и переформулировка проблемы не определила пути к решению, творческий поиск, по мнению Пойя, ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Необходимо найти, хотя бы самое маленькое предвосхищение новизны и, расширяя его, продолжать поиск решения.

5) Вовлечение в процесс осмысления проблемы как можно большего объёма достоверных сведений, являющихся частью накопленного человечеством познавательного опыта. Для математика Пойа круг этих знаний ограничивается рамками эрудиции в различных математических направлениях, опытом в изобретении методов поиска. Человек не должен «ограничивать себя лишь стабильными учебниками; он должен интересоваться книгами хороших авторов и найти себе такого, которому может в соответствии со своими природными наклонностями подражать».

6) Обязательная проверка правильности условий поставленной проблемы и достоверности собранных фактов. Надо сказать, что Пойя понимает иное положение иначе, чем, скажем, Бэкон или Декарт. Он не отрицает возможности широкого использования в творческом поиске гипотетического материала в качестве предполагаемого условия, дополнительного элемента проблемной ситуации и даже в какой-то мере решения.

7) Осуществление «внутреннего обзора» проведённых этапов творческого поиска. Для Пойя -  «внутренний обзор» выступает регулярной «оглядкой» назад в ходе выполнения разработанного плана исследовательских действий, чтобы «не оторваться от базового материала, не запутаться в длинной цепи своих же логических построений, снова проанализировать брошенную в погоне за внезапно мелькнувшей идеей информацию». Пойя выводит «обзор» за пределы конкретного процесса превращения известных знаний в новизну, считая, что никакую задачу нельзя исчерпать до конца, что «всегда остаётся то-нибудь, над чем можно размышлять» и даже усовершенствовать, «обладая достаточным упорством и проницательностью».

По его мнению, найдя решение, творец должен вновь подумать: «Нельзя ли получить тот же результат иначе, даже в случае, если мы удовлетворены найденным решением, получение другого решения всё же может представить для нас интерес. ... Сделав хотя бы какое-нибудь открытие, пусть самое скромное, мы не должны упускать случая задать себе вопрос: не скрывается ли за нашим открытием нечто большее?

Найдя первый гриб или сделав первое открытие, осмотритесь вокруг, - они родятся кучками».

Худяков В.Л., Творчество. Тезаурус операциональной теории, СПб, «Нестор-История», 2010 г., с. 250-251.


Ряд изложенных выше идей был доработан и использован
Г.С. Альтшуллером в АРИЗ.