Попытка решения сложных проблем психологическими способами по Олдосу Хаксли

Олдос Хаксли «... в 1930-е годы настойчиво предлагал созвать Всемирную конференцию психологов, видя в ней единственно реальный и действенный метод борьбы с национализмом и приближающейся мировой войной.

В книге «За пределами Мексиканского залива» («Beyond the Mexique Bay», 1934) Хаксли решительно заявляет, что фундаментальная проблема международной политики является психологической и что, если бы она могла быть разрешена, то экономические проблемы исчезли сами собой.

Эта мысль, разумеется, является спорной. Всё же надо признать, что, по всей видимости, одно без другого неплодотворно: «Какой прок от разоружения или Всемирного экономического конгресса [...] ? Нам нужен Всемирный психологический конгресс».

Цель подобного учёного собрания Хаксли видит в том, чтобы понять, как преодолеть такие болезни общества, как групповое тщеславие, ненависть и национализм. Мир, по его мнению, наступит тогда, когда психологи поймут, как можно воздействовать на скопившиеся в городах огромные массы «внушаемых, по большей части бесчувственных, но при этом жаждущих возбуждения людей».

К 1940-м годам под впечатлением разнообразных книг, представлявших порой противоположные концепции сознания, будь то классический фрейдизм, новейший психоанализ или теория энтелехии, у Хаксли сложилась непростая модель сознания, которая претерпевала в дальнейшем не очень существенные изменения, хотя и дополнялась периодически новыми комментариями по мере расширения списка прочитанных писателем трудов.

Однако лишь в 1950-е Хаксли стал активным участником довольно большого числа проектов. Он - едва ли не единственный писатель, который принимал участие в профессиональных симпозиумах и конгрессах по психиатрии, психологии, медицине, психофармакологии и парапсихологии.

В 1952 году в переписке с Аланом Уоттсом, Хаксли обсуждает их совместный проект изучения того уровня подсознания, который в топографической модели сознания, принятой ими обоими, располагается глубже личного бессознательного.

Хаксли и Уоттс собрались исследовать этот глубинный уровень, полагая, что именно он является источником творчества и вдохновения. Они также хотели выяснить, каким образом можно ослабить контроль со стороны поверхностного Я, мешающего свободному функционированию этого важнейшего уровня сознания. Устранив на время противодействие со стороны поверхностного Я, тело-сознание сможет с невероятной легкостью выполнять самые сложные операции».

Головачёва И.В., Наука и литература: археология научного знания Олдоса Хаксли СПб, «Факультет филологии и искусств СПбГУ», 2008 г., с. 35-36.