Опера «Парсифаль» Рихарда Вагнера для прославления Рейха

«Парсифаль» - глубоко религиозная и квазихристианская опера. Она явно задумывалась как произведение нравственное. Когда опера была исполнена в 1882 году, почитателям Вагнера показалось, что он отказался от всех своих прежних работ. В опере провозглашался отказ от разума и реформ, столь характерных для других опер. Сюжет был связан с кровным братством и всегда рассматривался как реально или потенциально антисемитский. Братство - это братство Грааля, свято блюдущее свою арийскую чистоту. Кровь Христа - это средство оживления арийского мира, погрязшего в пороках.

«Парсифаль» - это опера расового возрождения. Специалистов по Вагнеру долгое время тревожило то, как это произведение одновременно и отражает, и отвергает его прежние творения.

В «Парсифале» Вагнер говорит, что искусство и само человеческое общество пережило долгий период упадка со времён Древней Греции. Однако вместо того чтобы предложить в качестве средства преодоления этого упадка радикальные политические реформы, Вагнер откровенно намекает на то, что мир можно спасти только через некое расовое возрождение.

Нам легко рассуждать и иронизировать о Вагнере. Он довёл саморекламу и моральное ханжество до невероятно высокого уровня.

Как однажды заметил Томас Манн, Вагнер во многих отношениях был дилетантом. Он впитал интеллектуальную и культурную атмосферу, сложившуюся вокруг него. С позиций реформ и революции он перешёл на позиции национализма, авторитаризма и веры в иррациональное. Он прославлял запретную любовь и инцест, и средний класс аплодировал ему за это.

Он приобрёл колоссальную популярность. Задолго до рок-звёзд XX века музыкант сумел стать творцом собственной культуры и её богом. Его эстетика до сих пор влияет на поэзию и музыку Запада.

Совершенно естественно, что своего апогея культ Вагнера достиг в Германии. Здесь его идеи нашли наибольшее количество почитателей. Многие молодые немцы считали, что его мир может привести к национальному художественному возрождению. Поздний Вагнер близок ярым националистам и философам-расистам объединенной Германии, как и его зять Хьюстон Стюарт Чемберлен.

Самые гадкие и отвратительные моменты истории Вагнера произошли уже после его смерти в 1883 году.

Его вдова Козима преисполнилась решимости привести Байрейт к расцвету и способствовать распространению идей и работ Вагнера. Она тщательно устанавливала политические контакты и делала всё, что было в её силах, чтобы представить искусство Вагнера как высшую форму искусства, прославляющего Рейх.

Увлечённость Вагнера прошлым, героизмом, воинскими ценностями и иррациональным пришлась по душе поколению немцев, которые кровью и сталью одержали победу под руководством Бисмарка, но в то же время страшились материализма. Они искали художественного возрождения и стремились забыть об упадке среднего класса. И в этом им на помощь приходил «Парсифаль» или образ героического Зигфрида.

Самое замечательное в феномене Вагнера - это способность соединить в единый эстетический и культурный феномен самую прекрасную музыку, написанную в Западном мире, с политическими, социальными и расовыми идеями, которые привели к самым отвратительным событиям в современной истории Запада. И это заставляет нас с вами глубоко задуматься».

Фрэнк Тёрнер, Европейская интеллектуальная история от Руссо до Ницше, М., «Кучково поле», 2016 г., с.274-275.