Креативный менеджер по И.И. Охлобыстину

«Таланту креатива невозможно обучить, это врождённый талант. Его можно только систематизировать.

Первичная задача креативного менеджера заключается в определении жизненной позиции клиента и выражении этой позиции, с помощью средств клиента, во внешнем мире. Одному будет достаточно взять на обеспечение футбольную команду, другому попасть в органы власти, третьему выпустить стотомную энциклопедию и таким образом как-то да зафиксировать себя в книге истории.

Успех операции зависит от таланта креативного менеджера и от его искреннего желания помочь клиенту, который, как подсказывает опыт, уже давно, в силу финансового положения, далёк от реальности.

Мудрые купцы прошлых столетий решали этот вопрос по-простому гениально и вписывали в завещательное распоряжение определённую часть своего капитала, в случае кончины, передать Церкви. Они руководствовались знанием веры православных христиан в то, что даже страшного грешника можно поднять со дна ада молитвами за него. Бывало, - заказывали поминание на сто лет сразу в семи монастырях, плюс строили храм, где их поминали вечно. Немудрые покупали любовницам аляповатые особняки и финансировали революционеров. Правда, и кончали они плохо.

Но это дела давно минувших дней, хотя мало что изменилось - любовь по-прежнему ею и остаётся, преданность, дружба - тоже. Деньги, при сопутствующих им искушениях, тоже остались. К слову, я оговорился, назвав покупку футбольных команд и скоропостижного прорыва во власть задачей креативного менеджера, скорее это задача массовика-затейника или руководителя службы общественных связей.

Креативный менеджер работает с вечностью или тем, что мы подразумеваем под этим понятием.

До того, как он что-то предлагает клиенту, он становится его альтер эго. Они говорят о жизни, они спорят о ценностях этой жизни, они дружат, они совершают поступки, которые могут показаться для окружающих безумными.

С течением времени клиент должен преобразоваться из самодостаточной единицы в слушающего ребёнка.

Только так можно добраться до точки отсчета его личности, только так можно ему рекомендовать, как поступить, только так можно обеспечить клиенту финальный результат - душевный покой. Но вот незадача - кто может взять на себя подобную власть над душой клиента?

Психоаналитик? Чушь! Большинство состоятельных клиентов добились своего успеха самостоятельно, в течение жизни овладев искусством психоанализа, пусть даже не идентифицируя его с таковым.

Родители? Маловероятно. При всем добром отношении к родственным обязательствам, чаще всего сын или дочь превосходят своих родителей, а их капитал опосредствованно подтверждает это.

Так кто же этот загадочный персонаж, которому можно доверить всё - этот королевский мудрец-про-рицатель? Где его найти, да ещё не ошибиться? Что даёт ему право рекомендовать вам тот или иной поступок?

Вы уж меня простите, но лично я не знал ещё ни одного креативного менеджера, который не был бы служителем культа.

Ничего удивительного. Мы стоим перед лицом бесконечности, и над временным рациональным всегда довлеет вечное иррациональное. На Москву таких специалистов не более десятка, трое мусульмане, один еврей, один буддист, остальные православные. Я предвижу ваше разочарование и безмолвный возглас: «Ах вот о чём речь! Отец хочет наши денежки прибрать».

Братья мои возлюбленные! Неужели вы ещё не поняли, что если ваши свободные деньги кто-то не прибирает, то деньги прибирают вас.

Посмотрите вокруг - семьи, благополучно существовавшие до появления капитала, распадаются в одночасье, без всяких видимых причин. Дети богатых родителей сразу по возвращении из привилегированных зарубежных пансионов превращаются в чудовищ-эгоистов, а часть из них садится на «иглу».

Деньги - это языческое божество, первоочередная задача которого подчинить вашу волю под соусом эфемерного всемогущества. Они диктуют: тебе доступно всё. И мы, глупые, слабые, безвольные существа с очень ограниченным сроком жизни, верим в это. Начинаем искать это «всё».

А «всё» - это что?

Возможность унижать, покупать уважение, решать судьбы других не таких богатых людей, жертвующих своей честью ради прокорма семьи? «Всё» - это ничто. «Всё» в плотской любви - это блуд и его сестра одиночество, «всё» в бизнесе - это риск и его брат страх, «всё» во власти – это абсурд и его двоюродная племянница слабоумие.

Абсолютное понятие «всего» только у Бога, мы же с вами живём понятиями относительными.

И если у вас доход превысил государственный бюджет Великобритании, не стоит излишне ликовать. Ваша гордость от покупки золотого прииска ничем не отличается от вашей же гордости в бытность студентом, когда вы на скопленные со стипендии сто рублей купили себе джинсы.

Чувства-то у нас с вами одни, те же самые, что и были. Так что не торопитесь обольщаться своим богатством. Богат не тот, у кого много, а тот, кому достаточно. А вот в этом убедить вас сможет только очень опытный креативный менеджер.

Не факт, что он будет вас принуждать строить богадельни и приюты, не факт, что он предложит вам увековечить свое имя строительством пирамиды или полётом в космос.

Факт, что он позволит вам по-королевски мужественно перешагнуть через своё «я» и со стороны оценить необходимость того или иного вложения, без риска для собственной психики и с реальной пользой для мира. По сути, основной задачей креативного менеджера является обучение дару внутренней объективности, утраченного за годы финансовых побед и поражений. Поверьте мне, это будет самое азартное и дорогое двухнедельное приключение, которое когда-либо приходилось вам пережить.

И глупо думать, что вы в состоянии сами добиться подобного прогресса - вода не сушит воду, пламя не гасит огонь. Вот ещё - не забывайте - всегда найдётся человек богаче вас, всегда найдётся сильнее, и умнее тоже всегда.

Но никогда не будет такого же, как вы, если вы, конечно, есть.

Креативно ваш, отец Иоанн Охлобыстин»

Охлобыстин И.И., Креативный менеджмент / ДМБ: киноносценарии; эссе, СПб «Сеанс»; «Амфора», 2008 г., с. 630-633.