Медицинская гипотеза на основе данных анализов по С.П. Боткину

В середине XIX века – из-за неизученности функционирования человеческого организма в норме и патологии, превозносилась «интуиция врача».

«Школу Боткина, названную петербургской, часто противопоставляли московской школе Захарьина. […]

Пройдя, как Боткин, солидную подготовку у Вирхова, Захарьин вернулся в Россию всё же убеждённым сторонником «искусства лечить». Он целиком уходит в клинику, в клинику «гиппократическую», то есть такую, где все отдаётся наблюдению у постели больного, тонкому исследованию самого больного, лаборатории же и экспериментальным исследованиям отводится минимум внимания. Он учит своих слушателей начинать диагностику с тщательного опроса больного, с его прошлого, индивидуальных ощущений и т. д., после чего только в случае крайней необходимости проводить специальные анализы.

Этот метод исследования больного получил название анамнестического, так как в основе его лежит анамнез - опрос больного. После опроса врач, анализируя его результаты и свои наблюдения, ставит диагноз.

Захарьин считал, что врач не должен делать никаких предположений, строить гипотез до опроса больного, что если врач предварительно построит гипотезу болезни, то будет уже пристрастен и односторонен в своих вопросах.

В противоположность этому, по методу Боткина, врачу лучше прежде иметь все объективные данные о состоянии больного (анализы крови, мочи, мокроты и т. д.), на основании их сделать предварительную гипотезу болезни, а затем уже проводить детальный опрос больного. Больной по большей части не может правильно описать свои ощущения и особенности своей болезни, часто он останавливается на постороннем и упускает основное, что должен узнать врач. Поэтому ему необходимо ставить наводящие вопросы, а это можно, только имея уже некоторое представление о состоянии его организма. Затем, имея объективные показания, первоначальную гипотезу, наблюдения больного и его опрос, врач уже может поставить диагноз. […]

Боткин в своей преподавательской деятельности поставил себе цель - передать своим ученикам умение научно мыслить, он учил их наблюдать и анализировать, учил обобщать, делать из этих обобщений выводы, искать общие законы.

Захарьин отвергал какие-либо теоретические обобщения. Он говорил: «Намерен сообщить лишь то, что считаю фактически верным, и не коснусь теорий... ибо нет такой теории, против которой нельзя было бы возразить», - он отстаивал точку зрения, что клинический преподаватель должен «разбирать больных, не вдаваясь в гипотезы и теории».

Казалось, открылась возможность победы ума над интуицией. Полный надежд, начинает Боткин свой врачебный путь. Всё новое, что он узнал, прилагается к делу лечения. Он смело говорит своим ученикам в 1862 году:

«Чтобы избавить больного от случайностей, а себя от лишних угрызений совести и принести истинную пользу человечеству, неизбежный для этого путь есть путь научный... в клинике Вы должны научиться рациональной практической медицине, которая изучает больного человека и отыскивает средства к излечению или облегчению его страданий, а потому занимает одно из самых почётных мест в ряду естествоведения. А если практическая медицина должна быть поставлена в ряд естественных наук, то понятно, что приёмы, употребляемые в практике для исследования, наблюдения и лечения больного, должны быть приёмами естествоиспытателя, основывающего своё заключение на возможно большем количестве строго и научно наблюдаемых фактов. Поэтому Вы поймёте, что научная практическая медицина, основывая свои действия на таких заключениях, не может допускать произвола, иногда тут и там проглядывающего под красивой мантией искусства, чутья, такта и т. п.».

Нилов Е., Боткин, М., «Молодая гвардия», 1966 г., с. 87-88 и 90.