Сравнение умственных способностей студентов-математиков Кэмбриджа Фрэнсисом Гальтоном

Фрэнсис Гальтон провёл количественное  исследование умственных способностей студентов Кэмбриджа.

«Едва что-либо другое может так очевидно и несомненно показать громадную разницу, существующую в силе умственных способностей между различными людьми, как поразительная разница в количестве баллов, получаемых за отличие в математике студентами Кембриджского университета. Вследствие того я прошу позволения несколько распространиться об этом предмете, хотя подробности его сухи и мало представляют общего интереса.

От четырёхсот до четырехсот пятидесяти молодых людей ежегодно выдерживают экзамен на ученые степени; из того числа около ста удостаиваются отличий за сведения в математике и распределяются экзаменаторами в строгом порядке по степени своего относительного достоинства. Из них первые сорок, или около того, отличаются от остальных прозвищем wranglers; попасть в число их, хотя бы одним из последних, считается весьма почётным; тот, кто удостоится этого отличия, может наверное рассчитывать получить место преподавателя в небольшой коллегии. […]

Молодые люди вступают в эту борьбу за отличие, продолжающуюся три года, при возможно благоприятных условиях. Затем рвение их возбуждается самыми сильными стимулами: соревнованием, желанием почестей, перспективой обеспеченности (потому что хорошее место преподавателя может назваться обеспечивающим); по истечении этих трёх лет они подвергаются строгому экзамену, система которого всем им заранее известна и к которому все они успели равно хорошо приготовиться. Экзамен продолжается по пяти с половиной часов ежедневно в течение восьми дней. Все ответы тщательно отмечаются экзаменаторами; под конец все баллы  складываются, и затем кандидаты распределяются в строгом порядке, сообразно их достоинствам. Что касается основательности и добросовестности, с которыми производятся экзамены в Кембриджском университете, то на них никогда ещё не падало ни малейшего нарекания в этом отношении.

Баллы этих экзаменов никогда не публикуются, что составляет немалое неудобство для моей задачи. Для баллов этих не существует даже какой-либо одной общепринятой системы; каждому экзаменатору предоставляется придерживаться своих собственных цифр, но, каких бы цифр он ни придерживался, результаты по отношению к сравнительному достоинству будут одни и те же. Один из кембриджских экзаменаторов снабдил меня копией с двух своих экзаменационных списков, в которых система баллов настолько сходна, что с помощью небольших соответственных изменений представляется легкая возможность сравнения их. Документы эти были сообщены мне до известной степени конфиденциально, поэтому я не имею права опубликовать их в таком виде, какой указывал бы на года, к которым относятся эти отметки. Я привожу их просто как группы знаков, наглядно показывающие громадную разницу в степенях способности. Последний студент из этого списка получает менее 300 баллов; последний из соискателей (wranglers) получает около 1500 баллов, между тем как старший соискатель в одном из списков, лежащих передо мною, получил более 7500 баллов.

Следовательно, достоинство худшего из соискателей превосходит более чем в пять раз достоинство худшего из студентов, удостоившихся отличия, и составляет менее чем пятую долю достоинства старшего wrangler'a».

Френсис Гальтон, Наследственность таланта: законы и последствия, М., «Мысль», 1996 г., с. 17-18.