Анализ функций деталей и уменьшение трудоемкости по наблюдениям М.С. Шагинян

«Очень многие улучшения, вводимые сейчас на заводах, известны были давно, задуманы до войны, но из-за трудностей их ввода люди от них отказывались. Цех инженера Марголиса, перестроивший все инструменты на сотне с лишним операций, мог решиться на это «лишь во время войны», потому что «заставила необходимость».

Два приведённых примера показывают, во-первых, как обострила война смелость и решительность у командиров производства, и, во-вторых, как она решительно ввела в самый цех, на самом ходу производства, такого по существу своей работы кабинетного человека, как конструктор.

Когда технологи захотели провести чисто технологическое улучшение, они посоветовались с конструкторами. Здесь мы подходим к принципиальному новшеству в методе работы заводов, и прежде чем объяснить читателю, зачем оно необходимо («посоветоваться технологам с конструкторами»), расскажу ещё о нескольких случаях улучшений.

Имеется деталь - плоское кольцо с дырочками по краям. Эту деталь надо было последовательно делать: 1) на токарном станке, 2) на сверлильном станке, 3) на автомате для шрифта, 4) на шлифовальном станке. И вот другое кольцо; такое же, но вместо дырочек на нем с одной стороны по краям вогнутости, а с другой - выпуклости. В работе оно совершенно заменяет первую деталь и служит для той же цели, но в смысле выделки вместо четырёх станков ему нужен только один - штамповальный пресс.

Или ещё пример. Берётся прямоугольный брусок, его середина выстругивается строгальным станком, дно сверлится сверлильным, потом фрезеруется, - и всё для того, чтобы получить деталь в виде желоба. Тогда на заводе решили: а что, если взять не брусок, а прямоугольную доску и края её в штампе согнуть с боков, чтобы сразу получился желоб? Но у прежней детали дно было толще боков, значит, придётся к новой детали приваривать днище. Выиграешь от этого мало, всего-навсего на сверлильном станке.

Стали думать дальше: а зачем, собственно, нужно более толстое днище? Действительно ли оно необходимо для функции детали, или же это получилось потому, что технология первоначальной обработки бруска на четырёх станках продиктовала конструктору волей-неволей эту большую толщину? Приготовили штамп, попробовали сделать сразу под прессом все элементы детали, то есть вогнутые бока, дыры и отверстия, и когда деталь была сделана одним мановением штамповального пресса, она стала работать и без толстого днища совершенно так, как прежняя, потому что конструктор соответственно
переконструировал целое. Трудоёмкость стана уменьшилась от этого в два с четвертью раза, иначе говоря - деталь подешевела больше чем вдвое.

Что мы здесь видим? Сложная обработка при помощи нескольких станков, требующая много силы и времени, всё больше уступает место простому штамповальному прессу, скорому и дешёвому. В Америке штамп уже давно завладел огромным количеством деталей. Начиная вводить штамповку на место более сложных операций, мы в дни войны энергичнейшим образом двинулись в этом направлении за Америкой. Но каждая замена сложных механических станков более простым штамповальным прессом не повторяет деталь в точности, не делает её совершенно в прежнем виде, а что-то в ней изменяет, упрощает, комбинирует. И это изменение, комбинирование и упрощение требуют работы конструктора, участия конструкторской мысли. […]


Именно в начале войны, в её первый год, родилось на Урале движение тысячников, то есть рабочих, выполняющих сразу по десять норм, работу десятерых человек.

Не в каждом цехе и не на каждом деле может это движение принять массовый характер, а главным образом в тех цехах. где происходит холодная обработка металлов. […]

Оказалось, что даже такой, достаточно уже старый и изученный станок, как универсально-токарный, способен к большому скачку вперёд.

Рабочие увеличивают число резцов (до пяти); при тяжёлых работах располагают эти резцы уступами, уменьшая нагрузку на каждый резец; увеличивают скорость резания; увеличивают сечение стружки; увеличивают путём специальных приспособлений количество одновременно обрабатываемых деталей, словом, находят десятки способов выжать из, казалось бы, совершенно уже развившегося и
неподвижного в своем режиме станка десять его обычных норм.

Особенно интересен один момент: увеличение числа обрабатываемых за один раз деталей.

Интересен он потому, что здесь нащупывается связь между более прогрессивной формой техники и более экономной затратой материала, то есть прямо пропорциональная связь в развитии техники и экономики. Одна деталь - кольцо - обрабатывалась на станке в пять переходов, пятью различными инструментами. Бралась заготовка (материал с необходимым излишком). Она сперва обтачивалась, потом в ней прорезалась канавка, потом производилась сверловка, а потом расточка. Для каждого отдельного кольца приходилось пять раз перестраивать станок и пять раз менять резцы. Но вот три человека - начальник участка С.А. Файфель, наладчик И.П. Тихонов и токарь А.Ф. Егоров - придумали особую державку и особую расстановку резцов, при которой вместо одного прежнего кольца можно обработать восемь колец сразу. Для этого они взяли точно рассчитанный длинный кусок металла, один его конец зажали в патроне станка, другой подперли центром, - и сперва обточили весь его в длину, потом, четырьмя резцами, проделали одновременно на всей его длине остальные операции и, наконец, специальным резцом разделили его на кольца.

При такой работе в день можно дать свыше десяти норм, но не только это! При такой работе не понадобилось лишнего материала на «припуск», поскольку кольца разрезываются, как ломти хлеба, и токарь сэкономил на этой операции целый кусок металла, годный для другой детали.

Любопытно, что совсем в другой области, на уральской обувной фабрике, такая же прямо пропорциональная связь между экономикой и техникой вскрылась обратным приёмом. На военную обувь шло дорогое, экспортное сырьё. Его нужно было экономить до зарезу. Кройщики, как математики, сидели перед ним и изобретали: как придумать наиболее экономный покрой, такой покрой, чтобы меньше получилось обрезков, чтоб совсем не получилось обрезков? Экономный покрой они придумали, но он повлёк за собой и упрощение техники пошивки, то есть связал изобретательскую мысль экономиста с движением вперед технолога».

Шагинян М.С., Урал в Отечественной войне / Собрание сочинений в 9-ти томах, Том 4, М., «Художественная литература», 1987 г., с. 236-240.