Относительно медленное созревание человека по В.Р. Дольнику

«… детство у человека по сравнению с млекопитающими сходных размеров чрезвычайно растянулось.

Щенок дога за год вырастает до размеров взрослого, успевает научиться всему, что нужно в самостоятельной жизни, и уже способен размножаться.

У всех приматов дети рождаются беспомощными, неспособными самостоятельно передвигаться, медленно растущими и долгое время висящими на матери, крайне её обременяя. Такова стратегия даже самых примитивных приматов. Более интеллектуальные человекообразные достигают самостоятельности не быстро - к 3 - 4 годам, а половозрелости - лишь к 6 - 10 годам.

Человек созревает в половом отношении ещё медленнее - к 12-14 годам, а самостоятельным становится не раньше этого срока, а чаще и позже.

И все эти годы ребёнок человека менее самостоятелен, чем детёныш человекообразных, нуждается в заботе, опеке и обучении.

Чтобы человеческий род продолжался, «среднестатистическая» мать должна вырастить до самостоятельного возраста больше двух детей, как минимум. Предполагают, что у первобытной женщины, как и у человекообразных, ребёнок рождался раз в 3 - 4 года. Чтобы дождаться, когда второй и третий ребёнок станут взрослыми, мать должна прожить после полового созревания 16 - 20 лет, а средняя продолжительность жизни первобытного человека была 25 лет - такая же, как у человекообразных. За эти годы и у матери, и у отца велик шанс погибнуть. Ясно, что парная семья в таких условиях становилась непригодной.

Частично проблема ранней смертности компенсируется тем, что у человека, как у шимпанзе, матери заботиться о детях помогают её сестры и старшие дочери. Девочкам присуща сильная инстинктивная потребность нянчить младших братьев и сестер. Если их нет, девочки нянчат кукол, если кукол нет, они способны создать их сами. Но эта взаимопомощь на уровне одного пола не решает проблемы.

Отягощённые большим количеством детей, матери могут добывать пищу только собирательством, в основном растительной пищи, это мы ясно видим на примере современных племён, живущих собирательством. Однако мозг человека во время своего развития нуждается в снабжении белками животного происхождения, в том числе и белками позвоночных животных. Без этого наступает так называемый алиментарный маразм, ребёнок становится тупым, неспособным учиться. Животную же пищу могут догонять, ловить и убивать только не связанные детьми мужчины.

Поэтому у предков человека выживание зависело от того, удастся ли заставить самцов заботиться о самках. Эту простую для других видов задачу в данном случае отбору решить было трудно, так как мешало далеко зашедшее у высших приматов доминирование самцов над самками. Видимо, отбор решил задачу несколько экстравагантным путём, сходным с решением её у верветок (карликовые мартышки – Прим. И.Л. Викентьева).

Используя врождённую инверсию доминирования перед спариванием как исходный плацдарм, он начал усиливать и продлевать её, делая самку перманентно привлекательной для самца, способной к поощрительному спариванию. Если самке удавалось удержать около себя самца, её дети выживали, если нет – погибали».

Дольник В.Р., Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей, СПб, «Черо-на-Неве»; «Петроглиф», 2004 г., с. 181-182.