Доказательства при помощи авторитета Аристотеля в схоластическом богословии

В случае известности идей некого Автора, его худшие последователи  пытаются использовать их в своих целях. Если для этого требуется исказить исходные идеи, это легко делается…

«(I)... В представлениях (remontrances) Сорбонны, на основании которых парижский парламент вынес приговор о раскольниках в 1629 г., содержится следующее: нельзя задеть принципы философа Аристотеля, не затронув принципы схоластического богословия, преподанные церковью.

В 1624 г. парижский парламент изгнал из своей среды трёх человек, пожелавших публично отстаивать тезисы против учения Аристотеля; запретил кому бы то ни было публиковать, продавать в печатном виде или устно распространять положения, содержащиеся в этих тезисах, под страхом телесного наказания; запретил преподавать какие бы то ни было положения, направленные против древних и апробированных авторов под страхом казни.

(L) Если один из участников диспута цитировал отрывок из этого философа, то человек, отстаивавший противоположный тезис, не осмеливался сказать transeat [опровергаю]! Необходимо было, чтобы он либо отрицал [подлинность] цитаты, либо по-своему её истолковывал. Если кто-нибудь решится оспаривать этот факт, я отошлю его к нескольким напечатанным в XVI веке курсам философии, где господствует следующий метод.

Автор доказывает свой тезис прежде всего при помощи авторитетов, а затем доводами. Доказательства при помощи авторитетов - это цитаты из Аристотеля. Ответ на возражения содержит также две части. Прежде всего доказывается, что цитаты из Аристотеля, кажущиеся противоречащими тезису автора и служащие доказательствами его противникам, согласуются с его тезисом.

Затем выдвигаются доводы в пользу тезиса по существу, но при этом весьма остерегаются сказать: я признаю, что Аристотель так думал, и тем не менее, я не считаю ошибочным мой тезис, где я отстаиваю иное учение.

Всё искусство свое употребляют на то, чтобы найти в цитатах смысл, согласующийся с предметом спора. Этот метод применяется у сторонников римской церкви ещё и теперь в богословских школах по отношению к святому Августину и Фоме Аквинскому.

(М) Людям кружат голову даже самые слабые из его работ, я хочу сказать о его «Логике» и «Физике». Чтобы убедиться в слабости этих работ, нужно лишь познакомиться с «Парадоксальными упражнениями против Аристотеля» Гассенди. Он там достаточно приводит доводов против философии Аристотеля вообще, чтобы убедить любого непредубежденного читателя, что она никуда не годна. В частности, он там частично ниспровергает диалектику этого философа. Он собрался критиковать таким же образом «Физику», «Метафизику» и «Этику», когда узнал о грозном возмущении партии перипатетиков против него, и он предпочёл прекратить свою работу, чем подвергнуться отвратительным преследованиям.

Пьер Бейль, Исторический и критический словарь в 2-х томах, Том 1, М., «Мысль», 1968 г., с. 111-112.