Развитие системы педагогических целей

«Допустим, цели и ценности образования определены учёными.

Что с ними делать дальше? Есть ли в педагогике средства и технологии для формирования ценностей и целей?

Мы предлагаем технологию выращивания ценностей и целей, опирающуюся на личностную парадигму и открывающий, эвристический характер образования. Основные этапы такой технологии следующие:

- На начальном этапе происходит выявление существующих ценностей - у детей, в обществе, в философии. Для ученика результат такого давления оформляется в виде того, что называют «образ Я». Т.е. ребёнок с помощью учителя (или студент с помощью педагога) определяет то, что для него значимо, зачем он ходит в школу (вуз), кем он себя видит в будущем. Этот личностный ценностный образ первичен.

- Предоставление ученику аналогов его ценностей. Педагог предлагает познакомиться с другими ценностями, существующими в различных культурах. Задача этапа - дать ученику возможность через свой образ ценностей увидеть другие.

- Сопоставление личных ценностей с другими - культурными аналогами, не обязательно похожими, но и противоположными. Под аналогами здесь имеется в виду тот же самый ценностный объект, например, отношение к войне и миру. Этот этап сопоставления разных ценностей реализуется в образовательных ситуациях. Учащийся не только узнаёт другое, он преобразует свой первичный «образ Я», выращивает свой ценностный базис.

- Сопровождение. Это позиция педагога (школы, вуза) по отношению к процессу ценностного самоопределения учащегося. Причём речь здесь идёт не о «подведении» ученика к «нужным» ценностям, а о том, чтобы обеспечивать развитие его ценностных установок в сопоставлении с другими.

- Рефлексия. Это непременный атрибут любой личностно-значимой самоорганизуемой деятельности. По отношению к ценностным видам дальности рефлексия оказывается критерием, мерилом их действительности и действенности.

Преимуществом данного подхода является его привязка к личности. В этом случае при любых изменениях в обществе или в политике не придётся всякий раз искать новые ценности, которые надо «прививать» молодёжи, а обеспечивать траекторию ученика по отношению к любым, в том числе и новым ценностным шкалам».

Хуторской А.В., Смыслы и цели образования, сообразные человеку, в Сб.: Современное образование: смыслы и стратегии духовного развития человека / Под ред.: Б.П. Мартиросяна и др., М., «Ленанд», 2013 г., с. 273.

 

 

Развитие системы целей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру.