«ТУРНИР СК» - интеллектуальная ТВ-передача для старшеклассников

Турнир СК интеллектуальная (!) телепередача Ленинградского телевидения для старшеклассников, которая начала выходить в период хрущёвской оттепели в 1962 году.

В 1972 году телепередача была разогнана партийными властями Ленинграда.

Бессменный редактор программы - Тамара Львовна Львова.

По её воспоминаниям, всё начиналось так: … в длинном пустынном коридоре верхнего этажа Ленинградкой студии телевидения на ул. Чапыгина. Мы шли в одну сторону, до самого конца, потом поворачивали и шли в другую, наверное, так ходили несколько часов: обсуждалась будущая передача - конкурс для старшекласснике я которой ещё не придумали и которая должна была быть совершенно необыкновенной (это сейчас теле- и радиоконкурсов - хоть пруд пруди!).

В гордыне своей мы замахивались, казалось, на недостижимое: затмить КВН - единственный, неповторимый, критикуемый нами яростно и восхищающий нас КВН, тогдашний, конечно, живой и дерзкий, не нынешнее шоу.

Мы шли втроём: я - посередине, с пылающими щеками (как ни странно, чувствовала значительность момента!), они - по бокам: двое красивых, молодых, статных мужчин - мои будущие авторы; детский писатель, написавший к тому времени несколько хороших книг для подростков, опытный телевизионный сценарист Анатолий Николаевич Томилин и Эдуард Семёнович Каташков - научный сотрудник, инженер (вскоре он защитил кандидатскую), работавший в каком-то таинственном, закрытом КБ - много позднее я узнала, что он не один раз ездил на Байконур, конструировал какие-то приборы для полётов в космос!.

Львова Т.Л., Книга о Турнире СК, СПб, Гриф, 2014 г., с. 11-12.

 

Турнир СК был для всех нас не только ПЕРЕДАЧЕЙ, но - попытаюсь точнее сформулировать - ТЕЛЕВИЗИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ НЕПРЕРЫВНЫМ ПРОЦЕССОМ.

В чём основное отличие Турнира СК от других передач, которые я как автор или редактор делала в Детской редакции Ленинградского телевидения?

В каждую из них, как и мои коллеги, вкладывала душу, выкладывалась полностью, да и нельзя было иначе тогда работать на телевидении: передачи шли живьем. Что для нас, всех телевизионщиков, безусловно, было главным, определяющим? ЭФИР, РЕЗУЛЬТАТ, то, что увидят зрители. Этому было подчинено всё.

Обычно как? (Речь идёт не о художественном вещании.) Найдёшь нужных людей, разговоришь их, разбавишь ГОВОРЯЩИЕ ГОЛОВЫ зрительным рядом, порепетируешь, поволнуешься, конечно, проведёшь передачу - и прощайте, мои дорогие! Ищем новых героев...

Совсем иное на ТУРНИРЕ: не менее, чем РЕЗУЛЬТАТ, нам важен был ПРОЦЕСС в целом, и входило в него на равных и то, что видел зритель, и то, чего он не видел...

В Турнир СК играли одни и те же дети по два-три года: в основном 9-10-е классы, но начинали иногда и в 8-м. И ещё как играли! Участвовали в заочном конкурсе, а это значит, выполняли все наши домашние задания из области наук и искусств, с которыми им предстояло встретиться на очередном Турнире.

Задания всегда нестандартные, нешкольные, неожиданные, обычно достаточно трудоёмкие и сложные.

Потом они с трепетом ждали нашу ежемесячную Почту Турнира СК и, - снова, в который раз! - не попав в число победителей, стиснув зубы, справившись с обидой и разочарованием, СОВЕРШЕННО ДОБРОВОЛЬНО (вот что я более всего ценила!) принимались за следующее домашнее задание. Как важно было проявить к ним максимум внимания, уважения, смягчить обиду, поддержать надежду... Самодельные конверты, огромные, часто перевязанные бечёвками пакеты с рисунками, чертежами, проектами, макетами сооружений, стихами, юморесками и рассказами ребята привозили на ул. Чапыгина в бюро пропусков.

Вначале, в первый сезон, участников заочного конкурса было 15, потом - более 50-ти: все школы городские, но и одна областная - Кикеринская. Всегда ожидаемое нами с волнением (а вдруг не пришлют?) все это почтовое богатство укладывалось в специально приспособленный мешок, я тащила его по частям домой, и в выходные дни, читала всё подряд, абсолютно всё, внимательно, с карандашом, пометками и восклицательными знаками на полях, даже заведомо слабые работы.

Потом отдавала, уже по вопросам, ведущим, и они тоже читали всё, относящееся к их вопросам. Вы спросите, зачем? Ведь с первых строк зачастую было ясно, что команда не тянет, не имеет никаких шансов пройти на очный конкурс? А всё потому же - НАМ ВАЖЕН БЫЛ ПРОЦЕСС: за каждым, самым беспомощным опусом мы видели корпевших над ним ребят, старались о каждом задании сказать на Почте Турнира СК хоть несколько добрых слов; ну, а если не успевали (передача шла всего 30 минут) всегда были готовы поговорить о работе с её авторами после передачи или по телефону. Бывало, что команда постепенно, потеряв надежду, выбывала из Турнира; другая продолжала - годами - присылать ответы на домашние задания, участвуя только в заочном конкурсе, увлекшись нашей интеллектуальной игрой; но случались и чудеса: слабенькая вначале команда от раза к разу присылала ответы, всё более яркие, глубокие, занимательные и, к нашей общей радости, выходила на ристалище...

Возможен вопрос: а какое это всё имеет отношение к телевидению? Имели ли мы право, в ущерб, как может показаться, своей основной задаче - созданию телевизионного зрелища (теперь говорят - продукта), тратить на всю эту закадровую работу столько времени и сил?

Отвечу.

Во-первых, иначе мы просто не могли. Думаю - если по ГАМБУРГСКОМУ СЧЁТУ - с детьми иначе и нельзя работать.

Во-вторых, говорю об этом с полной ответственностью; чем больше мы с ними возились за кадром, тем больше они нам выдавали на гора - в кадре, буквально в прямо пропорциональной зависимости...

Львова Т.Л., Книга о Турнире СК, СПб, Гриф, 2014 г., с. 26-27.



Об интеллектуальных конкурсах рассказывает: Эдуард Семенович Каташков:

Казалось, простое задание. Великий датский астроном XVI века Тихо де Браге не соглашался с учением Коперника. Он приводил такие возражения против утверждения о движении Земли:

- Непонятно, каким образом при вращении Земли камень, брошенный с высокой башни, может упасть у её подножья.

- Земля - большое, тяжёлое, неприспособленное для движения тело, которому невозможно кружить по воздуху наподобие звёзды.

- Если Земля пробегает такое огромное пространство, то неподвижные звезды должны изменять своё кажущееся положение.

- Нельзя указать силу, которая поддерживала бы параллельность земной оси при её перемещении...

Попробуйте защитить учение Коперника, разбить фактами перечисленные доводы!.

По турнирной привычке я предлагаю нашим читателям попробовать свои силы, замечу только, что придётся вспомнить и о том, что закон инерции и точные измерения в астрономии, законы гироскопа и строение атмосферы земли - всё это было много позже времени Тихо де Браге, который родился в 1546 году и умер в 1601-м.

Львова Т.Л., Книга о Турнире СК, СПб, Гриф, 2014 г., с. 30.

 

Погибель чаще всего приходит, откуда её совсем не ждешь. Наша - от конкурса самого безопасного. И в сценарии он прошёл без сучка и задоринки, и в эфире при всей своей живости, ребячьей активности не вызвал ни малейшей тревоги. Вёл его постоянный ведущий наших технических конкурсов Эдуард Семенович Каташков. Речь шла о будущем энергетики страны.

После передачи я, как всегда (на всякий случай: узнать, всё ли в порядке), зашла в редакцию программ. И тут, к моему великому изумлению, дежурный редактор сообщил мне, что в конкурсе Энергетика произошло... разглашение государственной тайны и что он об этом сделал соответствующую запись в журнале. Преступление заключалось в том, что один юноша что-то сказал - привожу дословно - про атомную электростанцию в Сосновом Бору Ленинградской области.

Я отнеслась к услышанному в высшей степени легкомысленно, даже, кажется, рассмеялась: про эту самую электростанцию каждый дурак знает, какая же это тайна! […] А ещё через день висел на стене приказ директора, повторявший это решение, о моём смещении с должности старшего редактора Детской редакции, о выходе впредь передачи ТУРНИР СК только в ЗАПИСИ.

Львова Т.Л., Книга о Турнире СК, СПб, Гриф, 2014 г., с. 89-90.

 

 Как грамотно смотреть научные видео на YouTube?