Учреждение Стэнфордского университета / Stanford University

Американский частный исследовательский университет, был основан  Леландом Стэнфордом-старшим и назван именем его умершего сына, Леланда Стэнфорда (младшего).

«Леланд Стэнфорд-старший был одним из уже упоминавшихся членов «большой четвёрки» сан-францискских магнатов, построивших первую железную дорогу, соединившую западное побережье США с остальной страной.

Хватка у этих людей была железная, и бизнес свой они делали отнюдь не в белых перчатках.

С одной из своих фотографий он смотрит на вас жёстким пронизывающим взглядом из-под густых бровей. Недаром его и его партнёров окрестили «баронами-разбойниками». Успеха в бизнесе и многомиллионного состояния ему показалось мало, и он прибавил к нему кресло губернатора штата и два срока в качестве члена американского Сената. Его дом с несколькими десятками комнат и штатом бесчисленной прислуги был одним из самых шикарных в Сан-Франциско.

Но во время очередного путешествия по Европе, в Италии, в возрасте 15 лет от тифа умирает его единственный сын, Леланд Стэнфорд-младший. Эта трагедия потрясла родителей и перевернула всю их последующую жизнь.

Они решили потратить основную часть своего состояния, чтобы увековечить память сына. Но сделать это таким способом, чтобы плодами их усилий воспользовались жители штата, дети Калифорнии, которых они теперь считали своими детьми.

Леланд и Джейн Стэнфорды решили, что наилучшим способов сохранения памяти об их сыне будет создание хорошего университета.

Стэнфордский университет открыл свои двери для первых студентов
1 октября 1891 года. Всего же Стэнфорды потратили на его создание и поддержку на протяжении 14 лет (Леланд Стэнфорд-старший умер в 1893 году, а Джейн Стэнфорд - в 1905 году) около 40 миллионов долларов (что в ценах 2010 года эквивалентно примерно 1 миллиарду долларов).

Никто не скрывает, что свои деньги Ленланд Стэнфорд заработал далеко не самым честным трудом, не делает из него «ангела в белых одеждах». На мой взгляд, это правильно. Его правдивая биография наглядно показывает сложность человеческой натуры, возможность вклада в общественное благо и со стороны далеко не самых идеальных людей, даёт пример тем другим, кто материально очень преуспел и начинает задумываться над тем, что оставить после себя.

Университет был создан как учебное заведение, открытое для представителей обоих полов, всех религий и ориентированное на передачу студентам практических знаний с воспитанием их в качестве «культурных и полезных граждан», в том числе путём признания их права на создание ассоциаций и поощрения их к взаимному сотрудничеству.

Эти принципы были во многом революционными для тогдашней американской, да и мировой системы высшего образования. […]

Частью сделанного четой Стэнфордов дара стал земельный участок площадью 8180 акров (3310 гектаров). Он и сейчас принадлежит университету: согласно условиям дара, никакая часть этой территории не может быть никогда продана, но может использоваться для получения университетом средств на своё развитие. Сейчас университет использует около 1200 акров, около 1000 акров сдает в аренду (в основном под торговые центры и магазины), а остальную территорию сохраняет нетронутой для будущего развития. Она представляет собой гигантский парк, несколько диковатый, зато со свободно бегающими по нему белками.

Если часто используешь слово «ошеломляющий», то его значение начинает теряться. Но другой эпитет не будет адекватно отражать впечатление, которое производит кампус университета.
Он насчитывает 670 зданий. При этом ни одно из них не является полностью административным.

Как сказал мне Герхард Каспер, это сделано сознательно: чтобы студенты видели, что бюрократический аппарат играет подчинённую, обслуживающую роль, а главными в университете являются преподаватели и студенты. Управленческий аппарат располагается в нескольких кабинетах двух зданий, основную часть в которых занимают учебные и исследовательские помещения. Многие из корпусов кампуса заслуживают внимания как образцы современной архитектуры, включены в список памятников истории и культуры, являются личными дарами университету со стороны видных предпринимателей и выпускников. Так что расскажу о территории кампуса хотя бы вкратце. […]

На территории кампуса находится 20 библиотек, располагающих
9 миллионами томов книг, 1,5 миллионами книг в электронной форме и таким же количеством аудиовизуальных материалов, хранилищем микрофильмов с 6 миллионами единиц, и тысячами других информационных материалов. Когда для празднования очередного юбилея газеты «Правда» в СССР понадобился её первый легальный экземпляр, вышедший 5 марта 1917 года, то в советских библиотеках его не оказалось, но он нашёлся в архиве института Гувера. […]

Ещё с конца 1930-х годов здесь стали создаваться предприятия американской военной промышленности, занятые разработками и производством вооружения для военно-воздушных сил и военно-морского флота.

Инженерный факультет Стэнфордского университета,
возглавлявшийся Фредериком Терманом, использовал полученные от военных заказы как стартовый толчок для реализации программы, нацеленной на то, чтобы сотрудники и выпускники факультета использовали полученные знания для создания собственных высокотехнологичных компаний.

Скоро этот процесс приобрёл лавинообразный характер.

Приведу лишь один пример. Один из изобретателей транзистора, физик Уильям Шокли, при поддержке Термана создал в примыкавшем к университетскому кампусу городке Пало-Альто лабораторию по исследованию полупроводников. Через некоторое время несколько её сотрудников ушли от Шокли и создали компанию Fairchild Semiconductor, вошедшую в историю развития электроники. В свою очередь, два сотрудника этой компании через несколько лет ушли из Fairchild и создали компанию, имя которой говорит само за себя - Intel.

За 20 лет только 8 бывших сотрудников профессора Шокли создали 65 новых высокотехнологичных компаний.

Для такого процесса здесь существовали самые благоприятные условия: высокий спрос экономики страны на инновации, способность и желание потребителей хорошо платить за основанные на этих инновациях товары, легкость доступа к капиталу, большое число искренне увлеченных своим делом изобретателей, понимание ими и инвесторами того, что в случае успеха все материальные и нематериальные выгоды полностью достанутся именно им, а не кому-то другому.

Профессора Стэнфорда не только учили, но и сами были изобретателями, выступили одними из первых инвесторов в проекты, созданные их студентами.

У нас очень любят указывать на то, что начало Кремниевой долины было положено заказами военно-промышленного комплекса. Но, на мой взгляд, последующее её феерическое развитие и перспективы определяются готовностью большей части населения принять участие и попытаться найти свой шанс в развитии инновационной экономики. Как показывают исследования, около 58% американцев, годовой доход которых превышает $25 000, готовы инвестировать в стартапы на ранней стадии. Они готовы поддерживать два-три стартапа ежегодно, инвестируя около $2000 в каждый.

Другим исключительно важным фактором была атмосфера свободы интеллектуального поиска, эксперимента в самом широком смысле. […]

Исключительно важным фактором появления Кремниевой долины стала и привлекательность США как страны, в которой талантливые люди из любой страны могут добиться успеха в бизнесе.

Собранные авторитетным американским Фондом Кауффмана данные показывают, что 50% новых компаний («стартапов») в Кремниевой долине были основаны не коренными американцами, а иностранцами и иммигрантами».

Беликов И.В., Америка – не только доллар, СПб, «Алетейя», 2014 г., с. 270, 280, 283 и 298-299.

 

 

В Стэнфордском университете Филипо Зимбардо провёл свой знаменитый «Стэнфордский тюремный эксперимент».