Гуглплекс / Googleplex – стимулирование творчества Сотрудников

«Корпоративный центр, Гуглплекс (Googleplex), расположен на территории, очень похожей на Стэнфордский кампус, что неудивительно: основатели компании, Сергей Брин и Лэрри Пейдж, являются выпускниками Стэнфорда.

Общая площадь его корпусов - более 47 000 квадратных метров. Но этот масштаб совершенно не ощущается благодаря слошным стеклянным фасадам, отражающим солнце, небо и окружающие чудесные пейзажи. Зеркальная стена одного из корпусов настолько сливается с растущими рядом высокими деревьями, что понять, где заканчивается стеклянная панель и начинается живая зелень, можно лишь подойдя к стене почти вплотную. Среди яркой и буйной растительности разбросаны 18 открытых кафетериев и ресторанов, в которых сотрудники могут не только бесплатно перекусить, но и работать также свободно, как и в офисах. У одного из корпусов из листвы окружающих деревьев выглядывает одна из «фенечек» (другого слова, пожалуй, и не подберёшь), которых здесь столь много, - большой скелет динозавра, похожий на тот, который можно увидеть в одном из залов Палеонтологического музея в Москве. Зачем его здесь поставили? Точно не знаю. Может, просто потому, что смотрится он здесь, как сказал бы нынешний молодняк, «прикольно». А может и с философским смыслом: даже самые большие и грозные в мире существа вымерли, так что слишком долго почивать на корпоративных лаврах и думать, что навсегда «круче всех», опасно. За динозавром расположена одна из двух площадок для пляжного волейбола.

По территории комплекса, а также в больших корпусах сотрудники передвигаются на велосипедах, самокатах и скейтбордах. Было очень непривычно видеть скейтборды на многих рабочих местах.

Первое ощущение от интерьера - попал в детский сад. Разные по размерам кубики и пластиковая мебель фирменных «гугольных» цветов - золотистый, красный, зелёный, синий. Под потолком - ещё одна «фенечка»: очень большая надувная модель первого космического «челнока» для коммерческих полётов (SpaceShipOne). Мобильный телефон размером с человека. Интерактивный кабинет с картой мира, где можно найти любую точку планеты, например, свой дом. Необычные лампы. Шахматы разных размеров в холлах - прозрачный намёк на то, что в компании занимаются интеллектуальной деятельностью. Пианино в одном из холлов. Много уютных диванов и кресел.

На стенах развешаны различного рода объявления, предложения коллегам собраться и обсудить давно вынашиваемые или родившиеся всего несколько минут назад идеи, серьёзные и шутливые инструкции о правильном питании, здоровье, новости. Всё это записано разноцветными фломастерами на самоклеющихся листочках, больших листах ватмана или досках, похожих на школьные, с пририсованными забавными рожицами или другими весёлыми картинками.

Общая атмосфера лёгкости и веселья, небольшие уютные холлы, кафетерии, уголки с забавной мебелью - всё это приглашает пересечься с коллегами, которых, в другой обстановке, можно не видеть месяцами.

Первым подобный интерьер создал Стив Джобс в своей знаменитой студии Pixar. Вот какой потенциал он в нём видел: «Творчество возникает при незапланированных встречах, при спонтанных обсуждениях. Случайно наталкиваешься на кого-нибудь, спрашиваешь, чем они занимаются, говоришь: «Ух, ты!» и скоро у тебя в работе куча разных идей».

Наверное, Google воспользовался этой находкой. Но для такого заимствования надо хорошо понимать природу творчества и верить в его потенциал.

Ещё один инструмент развития творческой атмосферы в компании:
20% своего рабочего времени сотрудники могут потратить на свои идеи и проекты. Если за это время родятся какие-то интересные идеи, то ожидается, что их создатель передаст их в общую разработку (хотя специально это никак не оговаривается). Ну, а если ничего особого не родится, что ж, это нормальный творческий риск, великие идеи рождаются не каждый день.

Наглядное подтверждение того, что в Google этот подход работает: именно в такое «свободное время» у сотрудников родились идеи, которые легли в основу таких продуктов как Gmail, Google News, Google Wave и Google Buzz. Принцип выделения определённого объёма рабочего времени сотрудников для инновационных поисков был изобретён не Google, а компанией ЗМ примерно 20 лет назад. На мой взгляд, это наглядно свидетельствует о том, что Google не является каким-то уникумом, исключением из правил. В Америке немало и других компаний, которые стремятся руководствоваться в своей деятельности схожими принципами. Просто у Google это пока получалось успешнее, чем у других.

В «Гуглплексе» есть несколько массажных кабинетов, прачечных, тренажёрных залов, два плавательных бассейна, услугами которых можно воспользоваться бесплатно. Каждый день сотрудники провозят с собой около 200 домашних животных, которых на время работы можно оставить на попечение специальной службы, а в перерыве с ними можно прогуляться по территории. В компании культивируется культура лёгкого, неформального общения.

Каждый год в апрельский «день дурака» здесь рождаются шутливые новости, нередко заставляющие легковерных журналистов, верящих, что компания может буквально всё, возвещать о мировых сенсациях, к удовольствию «гуглеров». Например, однажды был запущен слух, что компания вот-вот запустит новую услугу - поиск в сети без всякого оборудования, только с помощью мысли.

Для тех, кто мыслит в традиционных категориях «социального пакета», приведу лишь один пример: в случае смерти сотрудника компании в течении 10 лет его супруг/супруга будет получать половину его зарплаты, а детям умерших работников ежемесячно будет выплачиваться по 1000 долларов до достижения ими 19 лет (или до 23 лет, если они стали студентами).

После того, как акции компании в 2004 году были выведены на фондовую биржу, основатели компании и её крупнейшие акционеры, Сергей Брин и Лэрри Пэйдж, а также генеральный директор Эрик Шмидт, ставшие миллиардерами, добровольно сделали свою заработную плату равной 1 доллару в год. Основным материальным стимулом для себя они считают рост стоимости акций компании.

Компания стремится осуществлять свою деятельность в соответствии с добровольно принятыми строгими правилами экологичности. Установленные на крышах зданий солнечные батареи обеспечивают до 30% потребляемой компанией энергии. Корпоративные маршрутки, развозящие сотрудников после работы, работают на смеси дизеля и биотоплива, что уменьшает вредные выбросы в атмосферу. Один из штрихов экологичности меня очень развеселил: чтобы снизить опасность воспламенения сухой травы на прилегающей к «Гуглплексу» территории, но сделать это «органически», компания содержит несколько десятков коз, которые поедают её, пока она ещё зелёная и сочная».

Беликов И.В., Америка – не только доллар, СПб, «Алетейя», 2014 г., с. 303-305.