Личностные барьеры в творчестве актеров – обзор С.В. Максимовой

«Изучению психологии актёра, его способности выходить за пределы своей личности, посвящены многолетние труды театральных педагогов, режиссёров, деятелей искусства (К. Станиславский, Е. Вахтангов, М. Кнебель, В. Немирович-Данченко, М. Кнебель, В. Мейерхольд,  П. Ершов, М. Чехов, Е. Гротовский и другие).

По словам Л. Выготского, «не было, кажется, ни одного сколь-нибудь значительного театрального педагога или критика, ни одного вообще человека театра, который так или иначе не ставил бы этого вопроса и который в практической деятельности, игре, преподавании, оценках не исходил бы из того или иного понимания психологии актера».

В центре внимания их поисков были следующие вопросы:

- Каково основное качество актера, без которого он немыслим на сцене? Чему можно и чему нельзя научить будущего актёра (Г. Товстоногов)?

- Каковы условия для максимального раскрытия творческого потенциала актёра, для разворачивания неосознаваемой творческой деятельности?

- Каковы закономерности процесса перевоплощения, появления новой сценической личности («артисто-роли»)?

- Какой смысл несёт для актёра его сценическая деятельность (в чём состоит его «сверх-сверхзадача») (К. Станиславский)?

- Какова природа актерского творчества?

- Как произвольно вызвать это состояние «магнетизма» (творческой энергии), устанавливающееся между зрителем и актером (В. Тарасов)?

- В чём состоит изюминка актёрского таланта?

- Как вырастить личность будущего художника (Н. Перельман)?

- Как увидеть в абитуриентах театральных вузов творческий потенциал?

- Как сохранить в студентах «детскость» - необходимую составляющую искусства актера (С. Кузнецов)?

- Насколько далеко может зайти актёр в процессе перевоплощения, выйти за пределы своей личности (Е. Гротовский)?

- Какие препятствия и опасности таит в себе профессия актера (Ю. Клименко)?

Психология творчества акцентирует своё внимание на следующих вопросах:

- Какова природа творчества, творческого потенциала, творческой самореализации?

- Как связаны творческие способности и свойства личности?

- Каковы условия формирования творческой личности?

- Какое влияние оказывает включение человека в творческую деятельность на его личность?

- Каким образом преломляется личность художника в его произведении? Какие стороны личности отражаются в содержании, а какие определяют выразительность произведения искусства?

- Какие личностные особенности способствуют, а какие препятствуют творческой деятельности?

- Какие препятствия возникают на пути творческой самореализации художника?

Отмечается, что в процессе творчества человек выходит за пределы своей личности: «творческое «Я» отличается от обыденного «Я», в творчестве человек превосходит сам себя, и за «эту амбивалентность творец часто расплачивается психологическим здоровьем, судьбой, жизнью» (А. Мелик-Пашаев)».

Максимова С.В., Творчество: созидание или деструкция?, М., «Академический проект», 2006 г., с. 163-164.