Учение об универсалиях по Ибн-Сине

«Авиценна изобрёл формулу, повторённую Аверроэсом и Альбертом Великим: «Мышление вносит общность в формы». На этом основании можно предположить, что он не верил в существование универсалий вне мышления. Это, однако, было бы чрезмерным упрощением.

Авиценна говорит, что общие понятия, то есть универсалии, существуют одновременно до вещей, в вещах и после вещей.

Он объясняет это так. Универсалии существуют до вещей в Божественном разуме. (Бог решает, например, создать кошек. Для этого требуется, чтобы у него была идея «кошки», которая, таким образом, в этом смысле предшествует отдельным кошкам.)

Общие понятия существуют в вещах - в естественных предметах. (Когда кошки созданы, кошачесть присутствует в каждой из них.)

Общие понятия присутствуют после вещей в нашем мышлении. (Рассмотрев много кошек, мы замечаем, что они похожи друг на друга и приходим к общей идее «кошки».)

Это воззрение, очевидно, призвано примирить различные теории».

Бертран Рассел, Философский словарь разума, материи и морали, Киев, «Port-Royal», 1996 г., с. 14-15.