Естественная классификация наук по Андре-Мари Амперу

«В предисловии к первой части «Опыта о философии наук» Ампер связывает начало своих новых занятий с размышлениями о сущности физики. «В 1829 г., когда я готовил курс общей и экспериментальной физики, возложенный на меня во Французском коллеже, передо мною возникло прежде всего два вопроса:

1) Что такое общая физика и каким точным признаком она отличается от других наук?

2) Каковы различные отрасли физики, так очерченной, которые, по желанию, можно рассматривать либо как отдельные науки, либо как части одной более обширной?» (Ampere, 1834),

Вероятно, здесь действовали и другие, более личные мотивы. Друг Ампера, поэт и литературный критик Сент-Бёв, рассказывает об этом повороте в жизни учёного так: «В 1829 г., больной и поправляющий здоровье в Оранже, в Йере, в скучной атмосфере юга, он вернулся в беседах с сыном к своим прерванным идеям; но теперь это была не только метафизика, теперь он взялся горячо за всю совокупность человеческих знаний и за свой старый проект универсального обозрения». […]

Отвечая на поставленные вопросы. Ампер выделил четыре возможные точки зрения на предметы данной науки, соответствующие различным степеням нашего проникновения в явления: прямое наблюдение, изучение того, что скрыто в предмете, изучение изменений предмета и раскрытие причин и следствий.

Такова, по мнению знаменитого физика, естественная последовательность человеческого познания. Ранее, в период занятий психологией, Ампер пришёл к аналогичному различению четырёх эпох в истории умственного развития индивида, «начиная от первых ощущений и первых движений, открывающих дитяти его существование, и кончая эпохой, когда, просвещенный обществом себе подобных и упражнениями в науках и искусствах, человек восходит на высшую ступень знания, которой ему дано достичь» (Ampere, 1834).

Четыре точки зрения можно объединить в две главные: первая и вторая образуют элементарную теорию предмета, или изучение предметов самих по себе; третья и четвёртая - высшую теорию, где предметы изучаются коррелятивно, в их взаимных связях. Вместе с тем первая точка зрения родственна третьей ввиду интереса к явному, видимому, а вторая - четвёртой благодаря вниманию к  тому, что скрыто.

Четыре точки зрения, группируемые попарно, и лежат в основе классификации Ампера; сначала он применил их к делению физики, затем - к делению других наук и опытных искусств. «Уже давно,- пишет он, - я заметил, что при установлении отличительных признаков, по которым определяются и классифицируются науки, необходимо принимать во внимание не только природу относящихся к ним предметов, но и различные точки зрения, с которых рассматриваются эти предметы».

Позже Ампер обозначил каждую из них особым греческим термином. «Необходимость частого упоминания этих точек зрения побудила дать им названия, которые одни могли избавить меня от беспрестанного обращения к описательным выражениям, столь же обременительным для автора, сколь и докучным для читателя.

Итак, я дал название автоптической первой точке зрения, т. е. изучению того, что мы замечаем при первом наблюдении предмета, от «сам предмет» и  совокупность человеческих знаний вижу».

Вторая точка зрения, при которой мы стремимся определить то, что скрыто в предметах, будет называться криптористической, от «скрытый» и  «определяю», откуда прилагательное «определяющий».

Что касается третьей, то ее главный признак есть изучение изменений, испытываемых теми же самыми предметами в зависимости от места и времени, и вывод из сравнения таких изменений управляющих ими законов; я обозначу её именем тропономической, от  «перемена» и «закон».

Наконец, четвёртая, при которой мы завершаем познание того, что имеется более скрытого в изучаемом предмете, получит имя криптологической».

В результате Ампер различает науки трёх порядков.

Наука первого порядка соединяет все знания, относящиеся к одному предмету; она делится на две науки второго порядка, соответствующие двум главным точкам зрения на этот предмет: элементарной и высшей; в свою очередь, каждая из этих наук делится на две науки третьего порядка, соответствующие той или иной из четырех подчинённых точек зрения. Например, общая физика делится по этому принципу на элементарную физику, состоящую из экспериментальной физики (автоптическая точка зрения) и химии (криптористическая точка зрения), и математическую физику, которая включает стереономию, или изучение математических законов явлений (тропономическая точка зрения), и атомологию (криптологическая точка зрения) .

Впрочем, применение этих точек зрения к конкретному материалу требует некоторой гибкости. «Но, говоря, что эти разные точки зрения повторяются во всех отраслях человеческих знаний, я не хочу сказать, что это всегда происходит совершенно одинаково. Оставаясь теми же по существу, они необходимо испытывают известные видоизменения сообразно природе предметов, к которым они применяются, подобно тому как это наблюдается столь часто в естественных классификациях растений и животных в отношении признаков, отличающих разные их группы» (Ampere, 1834).

На основе этих принципов Ампер закончил в 1830 г. классификацию наук о природе и начал классификацию наук о человеке. «Я закончил весною 1830 г. для наук, названных мною космологическими, т. е. касающимися всех материальных предметов, из коих состоит вселенная, классификацию, весьма близкую к публикуемой ныне. Лишь спустя некоторое время, но в том же году, я подумал также о классификации наук, касающихся человеческой мысли и человеческих обществ, наук, обозначенных в этом сочинении именем «ноологических».

В Париже Ампер продолжал с неослабевающим интересом работать над своей системой. Работа захватила его целиком. «В старости Ампер занимался почти исключительно классификацией наук. Он, который в детстве от доски до доски прочитал все 20 томов «Энциклопедии», не имел теперь ни желания, ни сил раскрыть какое-либо новое сочинение. Почти все книги его библиотеки, полученные в это время, не разрезаны» (Забаринский П., Ампер, М., «Журнально-газетное объединение», 1938 г., с. 165).

Рассматривая ноологические науки. Ампер в то же время не переставал размышлять об общих принципах своей системы. Он занялся проблемой классификации самих наук первого порядка и после ряда проб пришёл весною 1831 г. (опять на юге, в Эксе) к попарной группировке этих наук в высшие ряды. В итоге возникла стройная, строго дихотомическая классификация: вся совокупность человеческих знаний делится на два царства (первое - космологические науки, второе - ноологические), каждое царство делится на два подцарства, каждое подцарство - на два ответвления (embranchements), каждое ответвление - на два подответвления (sousembranchements), каждое  подответвление - на две науки первого порядка, делящиеся, в свою очередь, дихотомически на науки второго и третьего порядка. Таким образом, мы имеем 2 царства, 4 подцарства, 8 ответвлений, 16 подответвлений, 32 науки первого порядка, 64 науки второго порядка и 128 наук третьего порядка.

Логический анализ принципов классификации соединялся с громадной индуктивной работой по прямому, эмпирическому сравнению наук. Ампер подчеркивает, что он исходит из совокупности аналогий, являемых различными науками, и стремится объяснить эти связи теоретически.

Свою классификацию он рассматривал как естественную, т. е. выражающую естественные связи и естественное сродство наук. Он уподоблял её классификациям растений и животных, созданным Бернаром де-Жюссье, Линнеем и Кювье.

Термин «ответвление» (embranchement) взят у Кювье, который обозначал им высшие группировки животных, ныне именуемые типами. Два царства истин соответствуют двум царствам жизни, ответвления истин - ответвлениям (типам) животных, науки первого порядка - классам, науки второго порядка - отрядам, науки третьего порядка - семействам. […]

Осенью 1831 г. Ампер стал излагать свою систему во Французском коллеже, выделив для неё одну лекцию в неделю из трёх ему отведённых».

Поваров Г.Н., Ампер и кибернетика, М., «Издательство ЛКИ», 2007 г., с. 10-16.