Теория ясного сознания по Карлу Попперу

«… я подхожу к формулировке моей теории ясного сознания (full consciousness) и «Я». Вот мои пять главных тезисов.

1. Ясное сознание укоренено в третьем мире, т. е. оно тесно связано с миром человеческого языка и теорий. Его составляют главным образом процессы мышления. Но нет процессов мышления без содержания мысли, а содержание мысли принадлежит к миру 3.

2. Человеческое «Я» невозможно без интуитивного понимания определённых теорий мира 3 и фактически без интуитивного принятия этих теорий как самих собой разумеющихся. Теории, о которых идёт речь, - это определённые представления о пространстве и времени, о физических телах в целом, о людях и их телах, о наших собственных телах как протяженных в пространстве и времени, об определённых регулярностях сна и бодрствования. Или, если сказать иначе, наше «Я» есть результат достижения способности посмотреть на нас самих со стороны и, таким образом, помещения нас самих в объективную структуру. Такая способность обеспечивается только дескриптивным языком.

3. Декартова проблема локализации ясного сознания или мыслящего «Я» вовсе не бессмысленна. Моё предположение состоит в том, что взаимодействие «Я» и мозга происходит в центре речи. В следующей и последней своей лекции я расскажу о некоторых экспериментальных проверках этого предположения.

4. Наше «Я», или ясное сознание, осуществляет пластичную регуляцию некоторых наших движений, каковые, будучи регулируемыми таким образом, становятся человеческими действиями. Многие экспрессивные движения не контролируются сознанием, и таковы же многие движения, которые так хорошо заучены, что переходят на уровень бессознательного контроля.

5. В иерархии способов регуляции человеческое «Я» не является высшим центром, поскольку оно, в свою очередь, управляется теориями третьего мира. Но это управление, как и все виды пластичной регуляции, состоит во взаимообмене или обратной связи. Это значит, что мы можем -  и мы так и делаем - изменять управляющие нами теории третьего мира.

Теперь я снова окину взглядом старую психофизическую проблему, т. е. вопрос о том, происходит ли взаимодействие между сознанием и телом, или же между ними имеется параллелизм.

Ответ даёт теория эмерджентной эволюции. Впервые возникающие структуры всегда взаимодействуют с базисными структурами или физическими состояниями, из которых они возникают. Регулирующая система взаимодействует с регулируемой системой. Психические состояния взаимодействуют с физиологическими состояниями. А мир 3 взаимодействует с миром 2 и через него с миром 1».

Карл Поппер, Знание и психофизическая проблема: в защиту взаимодействия, М., «ЛКИ», 2008 г., с. 174-175.